Гарри Поттер. Сказка, притча или жанровая литература?

Здесь можно обсуждать любые темы, связанные с Гарри Поттером, однако старайтесь пользоваться тематическими форумами!
Ответить
Аватара пользователя
Afterlife
Профессор
Сообщения: 8109
Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
Псевдоним: Trixxi
Пол: женский
Откуда: Найт-Сити

Гарри Поттер. Сказка, притча или жанровая литература?

Сообщение Afterlife » 26 фев 2023 21:33

Скажу сразу, я не пытаюсь написать како-либо исследование (хотя и пришлось немного покопаться в литературе и Интернете), рецензию или даже эссе, не пытаюсь ничего доказать или открыть. Это, скорее, изложение собственного потока мыслей, поэтому будет немного сумбурно и сжато.

"Гарри Поттер" мне всегда казался такой немного нетипичной историей про попаданца, смешанной с популярными в то время детскими детективами. Ну, разве что попаданец здесь не совсем чужой для нового мира, а, скорее, напротив, он как бы возвращается к себе домой. Вдобавок ко всему, этот новый мир - тайный, соседствующий рядом с нами, что отсылает нас к жанру городского фэнтези по типу вселенной "Мира Тьмы". Этот жанр завоевал особую популярность благодаря завораживающему налету мистицизма, сакральности и даже некой сексуальности (в плане желания прикоснуться к запретному), но самое главное, более близкой и знакомой для понимания системы (космологии, мифологии и прочей "логии") данного мира, в отличие от фэнтези эпического, где разобраться в устройстве чужого мира, в происходящих событиях, взаимоотношениях и всякого рода перипетиях, порой затрагивающих даже пространственно-временной континуум, - задача нетривиальная.
Собственно, такая "сборная солянка" о магии, и вообще о магическом мире, не могла не снискать славы у большого круга читателей, порой даже у тех, кто не увлекается жанром фэнтези в принципе. И все же, мне стало любопытно, откуда у "Гарри Поттера" (извиняюсь за каламбур) растут ноги.
В книгах Роулинг явно прослеживаются фэнтезийные клише (например, расы и наличие расового неравенства, деления на магов и не-магов), присутствуют элементы сказки (противостояние "однозначного Добра" и "однозначного Зла" с победой первого в итоге, а также всевозможные сказочные тропы, по типу волшебной смены облика чтобы достичь некой цели, использование волшебных артефактов или существ и пр.), но в целом она смахивает на притчу с моральным поучением в своей основе. Оттенок притчи ей также добавляют и повсеместные отсылки к христианским истинам. Однако при этом вся история о мальчике-волшебнике поставлена на рельсы описания его приключений в стенах магической школы. И не просто школы, а закрытой школы-интернате.

Школы-интернаты в Великобритании (public schools) всегда были для своих учеников неким особенным, уникальным, самобытным миром. Начиная с XIX-го века появилась традиция отдавать своих детей в те элитные учебные заведения, где учились их отцы, деды и прадеды, что придавало еще больше элитарности и даже, своего рода, преемственности обучения. Несмотря на замкнутость и камерность проживания в школах-интернатах, жизнь учеников была довольно насыщенной. Кроме собственно обучения и сдачи экзаменов, ученики участвовали в спортивных школьных соревнованиях, устраивали театрализованные представления и школьные праздники. Важное значение в жизни воспитанников имели и церковные традиции и каноны. Также повсеместно сложилась практика подчинения младших учеников старшим. Старшеклассники могли приказать младшим приносить еду, убирать кровати, наводить порядок в классных комнатах. За неподчинение старшие ученики могли их жестоко наказать. При этом младшие ученики должны были с достоинством сносить все обиды и унижения. Немало учеников, прошедших через испытания подобного рода, формировались как личность и брали под опеку младших школьников. Сдержанность, отсутствие привычки жаловаться прививались ребенку с малых лет, что помогало ему преодолевать трудности в школьные годы.

Несомненно, жизнь в таких заведениях запоминается надолго. И несомненно жизнь эта полна событиями, которые - приукрашенные или нет - не могли не стать объектом для описания в романах, сказках, фэнтези многих писателей, и в детской литературе и во взрослой. Именно жизнеописания учеников школ-интернатов становятся популярными в английской литературе викторианской эпохи. Среди них, например, "Гувернантка, или Маленькая женская академия" Сары Филдинг, опубликованная в 1749г., "Джейн Эйр" (1847) и "Городок" (1853) Шарлотты Бронте, "Маленькая принцесса" Фрэнсис Элизы Бёрнетт (1888) и пр.
Мода на романы о закрытых школах просуществует вплоть до 60-х гг. XX века. Однако совсем она не уйдет. Закрепившись как своего рода клише, образ английской школы-интерната начал обрастать фантастическими или мистическими чертами. Тут появляются такие произведения как шпионский роман "Кошка среди голубей" Агаты Кристи (1959), "Волшебник Земноморья" Урсулы Ле Гуинн (1968) и его продолжение "Гробница Атуана" (1971), а также "Пирамиды" Терри Пратчетта (1989) - рассказ о событиях в Анк-Морпорке, не вошедший в цикл "Плоский мир". Кроме того, с 1974 по 2018 гг. выходил цикл книг "Самая плохая ведьма" Джилл Мёрфи, где волшебная школы и ученики, летающие на метлах и практикующие магию были описаны задолго до появления "Гарри Поттера". Учитывая, что третья и четвертая книги ("A Bad Spell for Worst Witch" и "The Worst Witch All At Sea") выходили с перерывом в 11 и 12 лет, то не удивительно, что к 1997г, когда вышла первая книга о Гарри Поттере, почитатели жанра быстро смели ее с полок книжных магазинов.
В дальнейшем клише школ-интернатов появляется не только в литературе, но и в кино ("School Ties","The Emperor's Club" и т.д.), видеоиграх ("Bully", серия игр "Persona" и т.д.), анимэ и мангах ("Little Witch Academia" и т.д.). Иногда это клише трансформируется в истории о событиях в летнем лагере или обычной школе, при этом оставляя в центре внимания типичные для жанра школьные взаимоотношения и приключения.
Чем же так привлекательны истории о школах-интернатах (волшебных или нет)?
Жанр школы-интерната вращается вокруг ее влияния на учеников — дети, разлученные со своими родителями, растут вместе и без особого присмотра. Все преимущества рассказа о сиротах без трагедии погибших родителей. Дети живут на одной территории, делят комнаты в общежитии и всю еду едят вместе. Порой, такая школа воспринимается персонажами как некий живой организм, "пережевывающий и выплевывающий" своих подопечных, изменяющий их в лучшую или худшую сторону.
Сюжет этого жанрового клише состоит в том, что главные герои решают нарушить школьные правила, чтобы «поступить правильно» или помочь кому-то. Когда их поймают, мудрый директор или директриса наказывает их, но размеренно, с учетом их благородных побуждений.
Довольно часто школьные здания были старыми и в очень плохом состоянии - протекающие крыши, неисправное отопление и лязгающие трубы, что порождало истории, когда дети пытались собрать достаточно денег, чтобы спасти свою школу. Если школа-интернат находится в старом замке или усадьбе, дети могут исследовать и найти скрытые проходы за книжными шкафами, секретные подземные ходы и потайные комнаты, в которых они могут найти антиквариат и загадочные предметы. Если это фэнтезийная история, они могут найти волшебные предметы или порталы.

Рассмотрим общие элементы жанра школы-интерната:
- Дети/подростки, как главные герои, познают дружбу;
- Хороший учитель и противный;
- Мудрый, добрый директор (директриса);
- Полночные пиры;
- Розыгрыши исподтишка во внеучебное время и контрабанда предметов (конфеты, напитки и т. д.);
- Дома (факультеты) внутри школы с жесткой конкуренцией;
- Школьный спорт воспринимается серьезно;
- Школьные кружки (театральные, музыкальные и т.д.);
- Избалованный студент из богатой семьи;
- Прекрасная и добрая ученица, которая преуспевает в учебе;
- Хулиган;
- "Дедовщина" и тайные клубы;
- Класс борется между группой детей из элиты и более бедными студентами;
- Практика младших учеников, выступающих в качестве слуг старших - в свою очередь, старший ученик должен наставлять и защищать младших;
- Ситуационная сексуальность, играемая либо для смеха, либо для драмы.

Очевидно, что большинство этих жанровых элементов присутствуют и в "Гарри Поттере" (за исключением, пожалуй, школьных кружков, полночных пиров и "дедовщины"), а борьбу между богатыми и бедными студентами Роулинг заменила на ненависть отдельной группы чистокровных волшебников к маглорожденным, что находит отражение и во взаимоотношениях детей в школе).

Можно сказать, что "Гарри Поттер" - это своеобразная смесь жанра детского детектива с жанром школы-интерната в сказочном магическом мире, соседствующем с нами и скрытом от глаз непосвященных. Клишированность самого жанра накладывает отпечаток в том числе и на персонажей. Нельзя не отметить некой карикатурности, стереотипизации в образах персонажей. Например, студентка-отличница, не следящая своей внешностью; характерные признаки "темного мага" в облике "противного учителя" и достаточно распространенный в детской литературе прием с его "моральным оборотом на 180 градусов"; местами стереотипное описание богатства (павлины в поместье Малфоев), характерное, скорее, для быстро разбогатевших, чем для тех, кто представляет аналог местной аристократии; стереотип хитреца-обманщика в образе Локонса и т.д. Сюда же можно отнести и относительно статичный образ главного антагониста, типичного сказочного злодея - Волдеморта. Раскрытие его прошлого практически не меняет отношения к нему основных персонажей и не вносит существенной разницы в его восприятие. Равно как и сам злодей практически ни разу не стоит перед какой-либо дилеммой, выбором между добром и злом. Такая характеристика обычно присуща сказкам.
Однако при этом моральное (а местами даже религиозное) поучение в основе сюжета "Гарри Поттера" добавляет ему уникальных черт. Именно этот упор на мораль задает вектор в развитии сюжета и персонажей, делая их образы многогранными и более естественными. Двигая моральный ползунок в ту или иную сторону, наказывая или поощряя персонажей за их поступки, автор раскрывает новые черты их личности, добавляет психологизма, избавляя созданные образы от излишней типизации.

Источник
Источник
Если я хочу узнать, что в голове у моего врага, я беру топор. А для друзей есть эль
(Минск, Baldur's Gate 3)

Аватара пользователя
Старый ронин
Профессор
Сообщения: 6366
Зарегистрирован: 10 июн 2008 15:31
Псевдоним: Форумское привидение
Пол: мужской
Откуда: Из Петербурга

Re: Гарри Поттер. Сказка, притча или жанровая литература?

Сообщение Старый ронин » 02 мар 2023 09:08

Ну, попытка найти книге точное "жанровое определение", ну, или "типовое определение" - во многом "дохлый номер".
Просто потому, что само понятие "жанра" или "типа" - ИМХО - вторично.
1. Кто-то пишет книгу, которая пользуется спросом.
2. Начинают писать книги "в стиле". Тут их становится столько, что уже можно дать им какое-то общее определение. При этом такие книги написаны с использованием самых характерных признаков "книги-затравки", и - не более того. Скажем, "детектив": кто-то ловит злодея, используя канонические (из "книги-затравки") наборы приёмов. Или - "фэнтези": с-р-р-редневековые пр-р-риключения (лязг мечей, троны, странствия "бла-ародного рыцаря") в присутствии колдунов, магии (и "стандартных" рас, и т.д.). И прочее в этом роде.
3. Рано или поздно кто-то пишет книгу, "о чём хочет", используя те элементы из "жанров", которые ему удобны или... просто нравятся. Но пишет именно "о чём хочет". Тут очень хорошо это заметно по эволюции детектива.

Вот - серия "Гарри Поттер и..."
В ней - "солянка сборная" элементов.
Среди которых: "Повесть взросления". "Школьная повесть" (характерная для Британии с её старой традицией "интернатов с традициями"). "Фэнтези" ( с вольным использованием фольклорных мотивов"). "Детектив поневоле" (когда человека (не сыщика!) вовлекает - или он сам вовлекается - в ситуацию, где он должен что-то расследовать).
И всё это... Потому что так автору удобно говорить, о чём он хочет. Да ещё говорить об этом - выдумывать-воображать это - ему просто нравится.
Если я встречу того, кто меня знает, и не сделаю для него всё, что в моих силах - что я буду за воин?
(Нагао Кэгутора)

Аватара пользователя
Afterlife
Профессор
Сообщения: 8109
Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
Псевдоним: Trixxi
Пол: женский
Откуда: Найт-Сити

Re: Гарри Поттер. Сказка, притча или жанровая литература?

Сообщение Afterlife » 02 мар 2023 21:32

Старый ронин писал(а):
02 мар 2023 09:08
Ну, попытка найти книге точное "жанровое определение", ну, или "типовое определение" - во многом "дохлый номер".
Само собой. Я и не пыталась определить какой-то точный жанр. Тем более, сейчас, когда уже обо всем написано много-много раз и в разных формах, оригинальность произведения требует смешения всего и всякого.
И всё это... Потому что так автору удобно говорить, о чём он хочет. Да ещё говорить об этом - выдумывать-воображать это - ему просто нравится.
Любой выбор чем-то обусловлен. Даже за сугубо личными мотивами всегда стоит некая "коллективная составляющая" - архетипы, стереотипы, культурные коды...
Если я хочу узнать, что в голове у моего врага, я беру топор. А для друзей есть эль
(Минск, Baldur's Gate 3)

Ответить

Вернуться в «Общий форум Клуба Гарри Поттера»