Да оттуда и знаем, что есть в морали временное, а есть вечное. И второе сильнее.
И как же их различить? Я имею в виду, что из вечного входит в мораль такого-то периода, а что нет?
Пуританская мораль в любые годы прекрасно совмещается с этим самым. В том числе и современное пуританство, не осознаваемое нами как таковое.
Возможно. Но та пуританская мораль со всеми закосами, тогда была куда более распространена и сильна, чем сейчас.
Да никакая это не мораль, в том числе и не домостроевская. Это произвол и самодурство, прикрываемые извращённой моралью. Не было такой морали никогда, чтобы глава семьи мог творить что ему угодно.
Не всё, конечно. Но можно ему было гораздо больше. Вы говорите, бить женщин считалось нормой только в среде пьющих маргиналов. А как же это сочетается с официальным моральным разрешением "учить" жену? А ведь это было нормой. Это упоминалось не то, что в "Тихом Доне", а уже в "Прощании с Матёрой"! В двадцатом веке муж мог "поучить" жену. Да, тогда это уже сохранялось в самых глухих деревнях. Но чем дальше в прошлое, тем более распространено оно было. Тем более, что гораздо больше людей жило в деревнях, чем сейчас. Со всеми моральными вытекающими. К тому же, деспотическая власть, которую устанавливал домострой, провоцировала на злоупотребление - это, кстати, хорошо видно у Островского.
Да. В конце девятнадцатого - начале двадцатого века мораль начала выправляться. Но только-только начала. Если сравнить семейную мораль конца девятнадцатого века и начала двадцать первого - ясно же, что второе куда более развитое.
Ну, если судить по таким вещам, вынуждена заметить, что положение женщин не улучшилось, поскольку женщин с болезнями такого рода и сейчас много. И если вы вспомните конкретные примеры чудовищного положения женщин в его романах, то оно не с побоями связано. Та же Катерина Ивановна сама мужа колотила, пока жив был, но ведь её положение поистине чудовищно, она и с ума сошла под конец от невыносимой жизни. А соблазнённые и брошенные женщины у него - или просто соблазнённые? А вторая жена Фёдора Павловича Карамазова, та, что была кликушей? Там не побои, а непрестанные моральные издевательства.
И моральные тоже (что, кстати тоже о многом говорит, учитывая сложность развода и более консервативно настроенное общество). Но вот там, где он описывал именно простой народ, он говорил и о физических избиениях. Где там была жена, которая бросалась в ноги жестоко избившему её мужу и кричала, что ноги ему будет мыть и ту воду пить? Кажется, в "Записках из мёртвого дома"? Не помню точно, но помню эту историю.
Да кто сказал, что они это "позволяли"? Это было нарушением моральных норм и тогда тоже. В 19 веке - однозначно. Кирила Петрович Троекуров - это что, норма для Пушкина и его читателей? Для кого он вообще норма, если он и показан самодуром, попирающим любые правила?
Мы говорили о морали крестьян и купечества, а не дворян, к числу которых принадлежал и Пушкин, и большинство его читателей.
У простого же народа того времени...
"Так видно Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
И с пеньем в церковь повели."