Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Художественная литература и нон-фикшн
Аватара пользователя
Барс
Самый вредный равец
Сообщения: 4536
Зарегистрирован: 15 авг 2009 19:28
Псевдоним: Безумный Макс © Полли
Пол: мужской
Откуда: Западный Девоншир, Дартмур, Меррипид

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Барс » 26 фев 2010 15:59

Это были какие-то спортсменки, более подробно на сайте комсомолки об этом написано: http://kp.ru/daily/23635/48402/
А если посмотреть внизу ссылки на похожие статьи, то можно вообще много интересного о фильме узнать.
- А фонтаны с вином, в которых на балу купаются растленные женщины? Вино было красным или белым?

- Наше вино было из фонтанов Петродворца. Посреди ночи для нас включали фонтаны музея-заповедника - вот магическое действие слов «Булгаков» и «Мастер и Маргарита»! И при температуре три градуса тепла в фонтанах купались обнаженные женщины. А потом эти снятые на пленку настоящие фонтаны с настоящей водой и настоящими женщинами вставляли при помощи компьютера в центр сатанинского бала.

- А где нашли таких героических женщин?

- Это спортсменки.
профессор Заклинаний
Декан Рейвенкло, инструктор по аппарации
Дипломированный выпускник Рейвенкло 2009-2015
БАРС = БАРбра + Сестра.

Аватара пользователя
Linch
Золотой Стилос
Сообщения: 3128
Зарегистрирован: 15 янв 2009 20:00
Пол: женский
Откуда: сфера имангинарного

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Linch » 26 фев 2010 16:03

Интересно, какие же такие спортсменки нашлись ?
Я так давно родился, что слышу иногда, как надо мной проходит зелёная вода (с)
лектор клуба "221-b"

Марлен
Волшебник
Сообщения: 2949
Зарегистрирован: 04 ноя 2008 14:14

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Марлен » 26 фев 2010 22:10

Вот это да! Какая самоотверженность=) :cool:

Аватара пользователя
Linch
Золотой Стилос
Сообщения: 3128
Зарегистрирован: 15 янв 2009 20:00
Пол: женский
Откуда: сфера имангинарного

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Linch » 26 фев 2010 22:14

и раскрепощённость, да для искусства это, наверное, одно из главных качеств во все времена
Я так давно родился, что слышу иногда, как надо мной проходит зелёная вода (с)
лектор клуба "221-b"

Аватара пользователя
S@tiRa
Заслуженный профессор
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 25 фев 2010 12:19
Псевдоним: Alice Nallanin
Пол: женский
Откуда: из сказки в розовых тонах
Контактная информация:

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение S@tiRa » 12 мар 2010 23:57

А что тут скажешь?! Не смотрела фильм, даже больше скажу - и не посмотрю!
Правило есть у меня такое - если понравилась книга и запомнились персонажи, я никогда не буду смотреть фильм! Не потому что он плох или хорош, просто потому что фильм, это отснятое и отыгранное восприятие одного человека, которое может не совпасть с моим и, вероятнее ,что так и случится!
Я коллекционирую на своих полках только "собственные" шедевры (в том смысле, что я не ровняюсь на моду или критику литературного мира). Так вот это произведение с давних пор занимает там почетный уголок и не только там, но и в моей памяти, и в душе, и в сердце.
Мне очень не нравятся высказывания людей, которые судят и автора, и книгу, подгребая это под грабли убежденности и провокаций, мол "Булгаков был шизик, балующийся опием - вот ему и привиделась вся эта чушь!"
Резюмируя все выше сказанное: читала, читаю, буду читать!
Ставьте перед собой большие цели, ибо по ним сложнее промахнуться!

Аватара пользователя
Барс
Самый вредный равец
Сообщения: 4536
Зарегистрирован: 15 авг 2009 19:28
Псевдоним: Безумный Макс © Полли
Пол: мужской
Откуда: Западный Девоншир, Дартмур, Меррипид

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Барс » 13 мар 2010 10:31

Кстати, случайно ли совпадение в числах?
"– Четыреста двенадцатым, – сам себе сказал кот, водя лапой по паспорту, который он держал кверху ногами, – ну да, конечно! Мне это отделение известно! Там кому попало выдают паспорта!"

"Обнаруженный прячущимся в платяном шкафу четыреста двенадцатого номера "Астории" Римский был немедленно арестован и допрошен в Ленинграде же."
профессор Заклинаний
Декан Рейвенкло, инструктор по аппарации
Дипломированный выпускник Рейвенкло 2009-2015
БАРС = БАРбра + Сестра.

Аватара пользователя
S@tiRa
Заслуженный профессор
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 25 фев 2010 12:19
Псевдоним: Alice Nallanin
Пол: женский
Откуда: из сказки в розовых тонах
Контактная информация:

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение S@tiRa » 13 мар 2010 15:44

А еще вот сейчас вспомнилось, к слову о совпадениях!
Когда я училась в 11 классе, мне несказанно свезло с учительницей литературы. Эта женщина была ужасным человеком, но бесподобным преподавателем.Так вот как раз во время изучения М&М, она в шутку сообщила нам, что произведение обладает некой мистикой, и по нему можно гадать как на настоящее, так и на будущее.
Мы, естественно, восприняли ее слова скептически и предложили проверить. Для эксперимента растолкали заядлого тунеядца (он дремал на задней парте) и предложили ему назвать страницу и номер строки. Парень поворчал, поворчал и от балды назвал что требовалось!
Честно говоря, мы не только посмеялись, но от части и поверили в некую гадательную силу булгаковского романа, потому что строчка, на которую указал парень, начиналась словами "а нет тебя"! :cool:
Ставьте перед собой большие цели, ибо по ним сложнее промахнуться!

Аватара пользователя
ПОАТ
Ученик
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 04 июл 2010 09:49
Пол: мужской
Откуда: Людиново

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение ПОАТ » 07 июл 2010 16:25

Фильм поставлен неплохо. Недостаток один: много важных сюжетов из книги упущено
Человека определяют не заложенные в нём качества, а только его выбор (Альбус Дамблдор)

Аватара пользователя
Lady Astrel
Заслуженный Волшебник
Сообщения: 11577
Зарегистрирован: 05 авг 2004 13:00
Псевдоним: wicked witch
Пол: женский
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Lady Astrel » 07 июл 2010 18:05

Вовик_В писал(а):Недостаток один: много важных сюжетов из книги упущено
А можно привести пример упущенного важного сюжета?
A triffle, a little, the likeness of a dream, and death comes as the end...

Лучший форумец 2007 г.

Аватара пользователя
ПОАТ
Ученик
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 04 июл 2010 09:49
Пол: мужской
Откуда: Людиново

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение ПОАТ » 07 июл 2010 22:25

Lady Astrel писал(а):А можно привести пример упущенного важного сюжета?
Допустим, глава "Сон Никанора Ивановича"
Человека определяют не заложенные в нём качества, а только его выбор (Альбус Дамблдор)

Аватара пользователя
Linch
Золотой Стилос
Сообщения: 3128
Зарегистрирован: 15 янв 2009 20:00
Пол: женский
Откуда: сфера имангинарного

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Linch » 07 июл 2010 22:28

Допустим, глава "Сон Никанора Ивановича"
ну допустим, что для экранизации это не самый важный момент :roll: ИМХО
Я так давно родился, что слышу иногда, как надо мной проходит зелёная вода (с)
лектор клуба "221-b"

Аватара пользователя
ПОАТ
Ученик
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 04 июл 2010 09:49
Пол: мужской
Откуда: Людиново

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение ПОАТ » 07 июл 2010 22:55

Linch писал(а):ну допустим, что для экранизации это не самый важный момент :roll: ИМХО
Я не думаю, что Булгаков, когда писал книгу, думал так же
Человека определяют не заложенные в нём качества, а только его выбор (Альбус Дамблдор)

Аватара пользователя
Lady Astrel
Заслуженный Волшебник
Сообщения: 11577
Зарегистрирован: 05 авг 2004 13:00
Псевдоним: wicked witch
Пол: женский
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Lady Astrel » 08 июл 2010 02:33

Вовик_В писал(а):Допустим, глава "Сон Никанора Ивановича"
Это не сюжет, если уж на то пошло. ;) Это отдельная сцена, но вопрос в том, насколько она нужна в общей канве. Да, если Булгаков её включил, значит, она была ему для чего-то нужна. Но каким образом она раскрывает общую идею романа? Это не подколка, я просто хочу услышать доказательства того, что это действительно очень важная сцена, которую нельзя было упускать при экранизации.
A triffle, a little, the likeness of a dream, and death comes as the end...

Лучший форумец 2007 г.

Аватара пользователя
Старый ронин
Профессор
Сообщения: 6366
Зарегистрирован: 10 июн 2008 15:31
Псевдоним: Форумское привидение
Пол: мужской
Откуда: Из Петербурга

Re:

Сообщение Старый ронин » 09 июл 2010 14:56

о.Полиграф писал(а):По молодости я знал МиМ страницами наизусть,недавно полистал,многое помню даже сейчас.Тогда в 86-ом просто бредил этой книгой.Сейчас впечатление неоднозначное.Стар я стал,бредить книгами разучился.Бегимот уже не вызывает былого восторга.Вобще-то книга достаточно,имхо,противоречивая.Там есть пожалуй много пластов которые быть может не очень согласуються друг с другом.Впрочем это наверное отражение личной трагедии Булгакова,реакция на эпоху,человека эпохой искалеченного.
Поздненько я подключился к этой теме... :cry: Начал прсматривать с самого начала, и взял этот - уже старый - пост для затравки.
Потому что здесь - во многом - и моё отношение к МиМ.
Я с этой книгой - в журнальной публикации - познакомился в 9-ом классе (в то самое время, когда МиМ "вышла из тумана", и от неё все ("кто понимает" :razz: ) были в восторге).
Я в книге утонул. Читал, перечитывал, картинки к ней рисовал (на уроках, хе-хе). Тогда же - кстати - по рукам пошли "выброшенные отрывки" (в т.ч. сон Никанора Иваныча, три прощальных свиста (а не один, Бегемотов), разгором торгсина), и у меня дома - у нас, знамо дело, изготовлялся свой экземпляр (на машинке) - они были вставлены в текст (сейчас, наверное, тоже вставлены - в нормальном издании?).
(Сейчас жалею, что нет под рукой - не сохранился - журнальный вариант; многие куски вставленные кажутся избыточными, что ли.)
Но где-то в универе опьянение стало как-то проходить. То есть восторг от некоторых мест остался, но в целом... Ну, и книга (согласен с Полиграфом) противоречивая, и вообще...
Может быть (похоже) книга не законченная, а может, авторский взгляд "на жизнь" слишком с моим - местами - расходиться начал.

З.Ы. А фильм, которым Бортко Булгакова бортанул, - муть :mrgreen:

З.З.Ы. Впрочем, и о романе, и о кине - если разойдусь, много напишу.

Добавлено спустя 4 минуты 55 секунд:
Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.
Lady Astrel писал(а):
Вовик_В писал(а):Допустим, глава "Сон Никанора Ивановича"
Это не сюжет, если уж на то пошло. ;) Это отдельная сцена, но вопрос в том, насколько она нужна в общей канве. Да, если Булгаков её включил, значит, она была ему для чего-то нужна. Но каким образом она раскрывает общую идею романа? Это не подколка, я просто хочу услышать доказательства того, что это действительно очень важная сцена, которую нельзя было упускать при экранизации.
Да, сцена "в театре" - её не было в журнальной публикации. Говорят, что вдова Булгакова участвовала в подготовке к печати, и вполне могла знать, какие куски автор мог и не собираться вставлять в конечную композицию. Кто знает, кто знает...
Потому что эта - блестящая сатирическая сцена (связанная, впрочем, с насильственным изъятием инвалюты и пр. у населения), но в романе она... как-то не очень важна.
Если я встречу того, кто меня знает, и не сделаю для него всё, что в моих силах - что я буду за воин?
(Нагао Кэгутора)

Аватара пользователя
barbra
Староста
Сообщения: 1216
Зарегистрирован: 03 авг 2009 14:04
Псевдоним: Варенуха. Не отбрасывает тени.
Пол: женский

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение barbra » 09 июл 2010 16:15

А мне вот не кажется, что в этой главе только про инвалюту речь.
Не претендую на верное прочтение романа, выскажу свои размышления: театральный зал, сцена и стол на ней, зрители - "Сидите?" - "Сидим, сидим!"(с) - уж больно наталкивают на мыcль, что М. Булгаков всю советскую юридическую систему как постановочную, по сценарию проводимую, изобразил. Не? Мож, поэтому в первых публикациях ее еще и не было - чересчур остра?... А валюта - это так, для затравки (к тому же бедному Босому ее действительно, как ни крути, подбросили).
А экранизировать сцену эту как раз было можно и нужно - вполне вплетается в бортковский контекст, усилила бы его только.
03. 08. 2009 мы с Долгопупсом стали основателями Хогвартса!
Барбра - Бар(с)+Бра(т) © Барс
К.И.П. ЛФ - 2010.

Аватара пользователя
Старый ронин
Профессор
Сообщения: 6366
Зарегистрирован: 10 июн 2008 15:31
Псевдоним: Форумское привидение
Пол: мужской
Откуда: Из Петербурга

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Старый ронин » 12 июл 2010 09:29

barbra писал(а): ...
А экранизировать сцену эту как раз было можно и нужно - вполне вплетается в бортковский контекст, усилила бы его только.


В бортковский контекст? Именно....
Правда, как раз "бортковский" контекст - на мой взгляд - перпендикулярен :wink: контексту "булгаковскому". ИМХО, конечно, согласно моему пониманию булгаковского контекста.
Я могу - если хотите - это раскрутить, только чуть попозже, сейчас мне некогда.
Если я встречу того, кто меня знает, и не сделаю для него всё, что в моих силах - что я буду за воин?
(Нагао Кэгутора)

Аватара пользователя
barbra
Староста
Сообщения: 1216
Зарегистрирован: 03 авг 2009 14:04
Псевдоним: Варенуха. Не отбрасывает тени.
Пол: женский

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение barbra » 12 июл 2010 16:04

Мистер Браунлоу писал(а): Правда, как раз "бортковский" контекст - на мой взгляд - перпендикулярен контексту "булгаковскому".
Ну, вроде имел право. Фильм-то он создал) Новый текст, так сказать, со своим контекстом))
Помится, как фильм вышел, была куча ругачих рецензий, в одной из которых особо ярко осуждалось то, что знаковую роль доверили господину Безрукову, "символу вселенской пошлости" - примерно так... Бррр, как можно так... О живых-то людях! )))
Лично я от фильма не в восторге, но есть моменты. Например, для меня - Бездомный. Чтобы вспомнить остальное хорошее, надо бы пересмотреть. А некогда)
Мистер Браунлоу писал(а): Я могу - если хотите - это раскрутить
Хотим-хотим!
03. 08. 2009 мы с Долгопупсом стали основателями Хогвартса!
Барбра - Бар(с)+Бра(т) © Барс
К.И.П. ЛФ - 2010.

Аватара пользователя
Старый ронин
Профессор
Сообщения: 6366
Зарегистрирован: 10 июн 2008 15:31
Псевдоним: Форумское привидение
Пол: мужской
Откуда: Из Петербурга

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Старый ронин » 15 июл 2010 11:46

barbra писал(а):
Мистер Браунлоу писал(а): Правда, как раз "бортковский" контекст - на мой взгляд - перпендикулярен контексту "булгаковскому".
Ну, вроде имел право. Фильм-то он создал) Новый текст, так сказать, со своим контекстом))
Помится, как фильм вышел, была куча ругачих рецензий, в одной из которых особо ярко осуждалось то, что знаковую роль доверили господину Безрукову, "символу вселенской пошлости" - примерно так... Бррр, как можно так... О живых-то людях! )))
Лично я от фильма не в восторге, но есть моменты. Например, для меня - Бездомный. Чтобы вспомнить остальное хорошее, надо бы пересмотреть. А некогда)
Мистер Браунлоу писал(а): Я могу - если хотите - это раскрутить
Хотим-хотим!
Хотите? :wink:



"Мастер и Маргарита" по Булгакову и Бортко

Я никоим образом не могу (да и не хочу, если бы смог) "обязать" того, кто экранизирует книгу, втупую перенести её на экран (да это и невозможно). Киношник - нормальный - всегда будет делать что-то своё, стимулированное книгой. Даже если он и захочет сделать фильм "точка в точку" по книге - это будет "точка в точку" его впечатление от книги.
Но "МиМ" Бортко и усердно подавалась, как "экранизация (наконец-то!) Великого Романа", и уж больно демонстративно сценарий слеплен из "подлинных текстов", так что создаётся (если не насаждено) впечатление, что в кино - именно что роман Булгакова, только другими буквами.
А это не так. По-моему, наоборот даже.

Я не собираюсь тонко-тонко анализировать роман, искать в нём следы философии Сковороды, легенды об альбигойцах и всё такое. Кому интересно - найдёт их в книжке И.Л.Галинской "Загадки известных книг" (рекомендую, интересная). Я буду проще.

Для начала - "Ершалаимские главы".
"Евангелие от Булгакова" (как их иногда называли - называют ли сейчас, не ведаю) начинается, как рассказ Воланда о том, "как это было на самом деле". Потому что "всё было совсем не так", и главы полны деталей, демонстративно не похожих на евангельские, и на традиционное изображение персонажей.
Иешуа Га-Ноцри, вполне земной "чей-то" сын ("кажется, он был сириец"), ничем не примечательной внешности (иначе бы Пилат обратил внимание), в платке на голове (Иисуса никогда не изображали в "арафатовке" :smile: ) и с подбитым глазом, вошёл в Ершалаим пешком, с одним-единственным спутником-учеником, никто не обратил на него внимания… Он не учит чему-то конкретному, но тому, что придёт "новая истина", а старая рухнет, "как вот этот храм". Сребролюбец Иуда соображает, что на этом можно заработать (кажется, он единственный сообразил, что Иешуа можно заработать на волне того "ожидания мессии", которое вдруг с чего-то охватило город "в этом году"; может, и Каифа решил, что в таком случае недурно пугнуть народ); Иуда - не ученик Иешуа, Иешуа даже имени его не запомнил (помнит, что тот "из Кириафы"), Иуда приглашает его к себе, а сам "стучит" куда надо, причём привравши. Стучит, кстати, о вполне земном преступлении - Иешуа-де подговаривает народ разрушить (и разграбить?) Храм.
Пилату на него плевать, он заинтересовался Иешуа, когда тот показал себя человеком "культуры Пилата" - знает греческий и латынь, да и врач он, похоже; Пилат - умудрённый циник (о сём позже) развлечён и явным бредом, который несёт умный арестант: что-де все люди добрые (заметим, Иешуа не говорит, что "люди - братья", или ещё что такое каноническое)…

Маленькое отступление: "Не может быть власти лучше власти Кесаря Тиберия".
Пилат просто испугался, что на него настучат за покрывательство? Или…
Действие происходит где-то в 30-ом году (плюс-минус; не будем уточнять). Всего лет 60 назад закончились Гражданские войны, когда римские "добрые люди" (по словам Горация) выделывали такое, что "ни львы, ни волки так нигде не злобствуют…" Дикие "добрые люди" - не лучше. Помните: - Кентурион Крысобой - он тоже добрый? - Конечно… Добрые люди изуродовали его… Хотел бы я знать, как это было? - Охотно расскажу тебе… Добрые люди бросались на него, как собаки на медведя… - Власть кесаря Тиберия, конечно, тоже не мёд, очень не мёд… но может, это лучшее из возможного?
Не буду "думать за Булгакова", но нельзя забыть, что автор видел Гражданскую войну. И совершенно неизвестно, что он о ней думал.
Вернёмся к книге.

Дальнейшее так же - демонстративно "не по традиции", и всё такие же там "добрые люди".
Иешуа и прочих везут на казнь в телеге, кресты (подчёркнуто называемые "столбами") - в другой, верёвки и лопаты - в третьей… Никакого "несения креста". Никакого "деления риз" - на лохмотья Иешуа даже солдаты не польстились. Даже тьма, отметившая смерть Иешуа, совсем не чудесная - грозу с утра ожидали.
И Иуда ни фига не раскаялся и не удавился. Его зарезали, и он так и не понял, за что. Разве что - за 30 тетрадрахм? А что - Иуда и сам за столько человека угробил, всё логично. Кстати, Иуда - очень даже симпатичный, вот только сволочь примитивная. Впрочем, и его возлюбленная, Низа - она за сколько его продала :wink: ? "Добрые люди"… Хорошие даже - вот только квартирный вопрос их испортил (виноват, это из другой главы).
Именно они - "добрые люди" - похоже, и противостоят Иешуа.
И умный Пилат поздновато сообразил, что в кои-то веки встретил единственного человека, который не сволочь - и того уходил. И переживать ему это до скончания веков.

А в кино?
В кино вся сцена, во-первых, приближена к традиции настолько, насколько только можно приблизиться, усердно цитируя авторский текст. Иешуа внешне - традиционный Христос, даже глаза голубые… Наивности "блаженного" философа ("Отпустил бы ты меня, игемон? Похоже, меня хотят убить") не чувствуется. Заставить его нести крест - нельзя, так хоть он пусть едет на казнь, к кресту привязанный.
Подчёркивается, что Иешуа - это "тот самый" Иисус.
И противостоит ему, губит его - вполне конкретное Нехорошее Государство, Рим.
У Булгакова "суд Пилата" проходит "под бескрайней колоннадой дворца Ирода Великого" ("кошмарная архитектура", раздражающая эстета Пилата). У Бортко - в самых-разсамых "римских" стенах, дальше "в Рим" ехать некуда. Кентурион Крысобой у Булгакова - мужик как мужик, только очень здоровенный, и - может быть, даже красивый (был, пока ему рожу не отрихтовали); таким, каким он появляется в романе, его жизнь сделала. У Бортко - великан-неандерталец, живой столп "бездушной Империи". Империи, которая "рулит" даже Пилатом (иначе мне не истолковать сцены, когда он дарит Афранию кольцо, а тот его незаметно выкидывает: типа, "не тебе служу").
"Тот самый" Иисус (не Иешуа) против "той самой" (конкретной) Империи.

"Московские главы"
В книге:
Когда только вышла журнальная публикация, в "Новом мире" была статья Локшина (единственная известная мне статья с разбором романа), в которой - между прочим - упоминалось, что картины Москвы имеют некоторые анахронизмы и неточности. Что странно - Булгаков в реалиях очень точен. Так, может, это он специально? В смысле: это не конкретная Москва к конкретный период времени, а "наше время" вообще? Текст писался в 30-е годы, и страна (и Москва особенно) последние 15 лет ну очень сильно и быстро менялась, и Булгаков просто не мог этого не видеть. И - захоти он привязать действие ко времени - легко насытил бы повествование очень конкретными деталями. Но - должны же были перемены устаканиться (автор же не знал, что "устаканенья" не будет), должна же пойти "обычная жизнь"? Тем более, что "люди как люди…", вечные они, люди. Мне кажется, что в романе - "рутинное советское государство", которое было бы, если... Если бы оно вот так и тянулось.
Не страшное, между прочим, скорее тупое. Да, упоминаются "таинственные исчезновения" из "проклятой квартиры", и силовое (скорее - выматывающее) изъятие валюты, и Мастера вон арестовали по доносу… Но Мастера, заметим, выпустили. И вообще, если "заметают" в книге кого - так по делу. Тебя посадят - а ты не воруй. :grin:

Маленькое отступление: О стра-ашном государстве.
Нам привычно сейчас думать, что всякие "тридцатые годы" воспринимались - и особенно интеллигенцией - как какое страшное извращение, и всё такое. Но "которые интеллигенты" (дореволюционного образования, как Булгаков), они были много лучше нас знакомы с фактографией 19-го века, и "образцовой революцией" для них была не наша, Октябрьская, а Французская; кстати, "долгоиграющая", от Неккера (Чем не Столыпин? Тоже "реформатор у трона") до Наполеона Третьего. Каковые времена были отнюдь не сахаром медовым, но в итоге получилась (в частности) "прекрасная Франция" вполне порядочная. Может, и у нас - "возрастная болезнь", которой нужно переболеть? (Тем более, нет никаких данных, что Булгаков был "демократом", а не сторонником чего-нибудь "крепкого, но просвещённого"; во всяком случае, у меня данных нет, а у "той ещё интеллигенции" не было никакого опыта жить при власти, не "крепкой".)

Так вот, перед нами - рутинное государство. Населённое "добрыми людьми" очень невысокого - а откуда взяться другому? - полёта. Желающими крепко выпить и сладко закусить, хорошо "упаковаться" (правда, у них нет возможности - почти у всех - хотя бы научиться отличать "прикид" со вкусом; замечу, что они в этом не виноваты - жизнь такая), жулящими помаленьку… А так - люди как люди… и милосердие порой стучится в их сердца (как у того мужчины, который спешно сдирал с себя плащ, чтобы накинуть на женщину, сходившую - себе на голову - в "Дамский магАзин" в Варьете).

Ещё маленькое отступление о стра-ашном государстве - по поводу сцены в Варьете, как она в кино.
Бортко, наверное, гордо забыл советские магазины, даже не очень давнего времени (уж не говоря по 30-е годы, которых я, правда, тоже не знаю), в которых рядами висело "одно и то же", и так далее, и тому подобное. Как - уже в Гласность и Перестройку - сказала одна женщина (её слова приведены были в одной статье, как раз по этому поводу): "Вот так и умру, и никто не узнает, что у меня был вкус". Не вечерние (дневные, завтраковые и всякие-якие :mrgreen: ) платья - а сама возможность выбора, сама возможность увидеть, примерить, получить то, о чём слышали, что - по слухам - кто-то "достал", от этого очумела публика в Варьете. И им было достаточно на сцене пары-другой вешалок с заграничным шмутьём, чтобы обалдеть.
Бортко смог придумать для "очумения" уж обязательно - огроменный магазин, платья с выставок "высокой моды"… Кстати, публика у него как-то странно очумела - шла на сцену и со сцены чуть ни строем. Где ажиотаж?

В кино:
Навязчивая, демонстративная "привязка во времени", и - одновременно - назойливое изображение "именно этого государства" как нечеловеческого. Многие - не люди, а карикатурные рожи (край - когда, после "сеанса чёрной магии", мельком показывают женщину, на которой исчезло платье; почему она - обязательно толстая бабища?). Вот тут уже идут режиссёрские вставки в авторский текст - назойливое упоминание НКВД, сцены в "органах".
Кстати, тут Бортко явно порой "недооценивает зрителя". Когда Коровьев и Бегемот наносят прощальный визит к "Грибоедову", Арчибальд Арчибальдович, приняв у них заказ, спешит к телефону, и говорит в трубку: "Это НКВД?" Если бы он величаво-почтительно отбыл бы от столика, и, скрывшись из глаз нашей парочки, порхнул бы ласточкой к телефону и стал бы лихорадочно накручивать номер - что, зрители не сообразили бы, что он не любимой бабушке звонит?
Словом, "конкретное нехорошее государство" против…
Против кого?

Мастер и Маргарита
Помните встречу героев - в книге?
Когда Мастер рассказывает Ивану про свою жизнь, он прямым текстом говорит, что до встречи с Маргаритой был счастлив. Получил кучу денег, занялся любимым делом… И хотя Маргарита - уже ведьмой - и говорит мальчику, что "жила одна тётя… и счастья у неё, в общем, тоже не было", вряд ли она, до встречи с Мастером, считала себя несчастливой. Встреча их переродила. "Так поражает финский нож."
В кино - по совершенно пустому городу идут два тоскующих человека. Окружающая жизнь им чужда - а Бортко, похоже, чужда идея о том, что в человеке скрывается его истинная сущность, и он счастливо живёт, о ней не подозревая (виноват, помянул тот "тонкий" анализ романа…).
Кстати, о счастье - новом счастье Мастера и Маргариты. У Булгакова - прямая иллюстрация к тому, что "с милым рай и в шалаше", в этих "двух крошечных комнатках", где - Мастер особо подчёркивает - даже вода в кране… Бортко изобразил комнаты отнюдь не крошечные; похоже, ему меньших просто не вообразить.
(Чего-то застрял; потом тему Мастера и Маргариты раскручу как-нибудь.)

"Сатанинские главы"
Сатана - Воланд - в романе не очень-то похож на Духа Зла. Скорее он (не мной замечено) - этакий Дух Справедливости. Ведь все, кто от него в романе "поимел", поимели, в общем, по заслугам. Он никого не "сбивает с пути истинного" (а буфетчику из Варьете - так даже, если подумать, добрый совет дал: - Всё равно скоро помрёшь, так чего зря копить, кутни лучще напоследок на всю катушку!). Ивану Бездомному так даже, можно сказать, помог "найти себя", стать не газетным поэтом, сочиняющим что угодно и о чём угодно, а писателем, пишущем о том и так, о чём и как душа лежит.
И противоречие его с Иешуа - вспомним разговор Воланда с Левием Матвеем - похоже, в том, что Иешуа видит в мире один лишь свет (в земном обличии видел лишь доброту людей, и не хотел видеть иное), а Воланд видит - и любит - все краски, и тени - тоже.
Прямо изобразить Воланда Духом Зла в кино не получилось (велика тяга к прямому цитированию), но намёков и вставок на эту тему… Помните "бал у Сатаны"? Какой-то странный обряд с "посвящением" (у Булгакова - всякая нечисть просто веселится), странные вериги, которые должна надеть Маргарита…
Между прочим, сам бал - странный какой-то. Бортко, похоже, смог вообразить - когда подумал о "роскошном", лишь что-то "светское". Правда, я не знаю, кто бы мог снять бесшабашный роскошный сатанинский бал "по Булгакову". Разве что Бёртон или Полански.

В общем, Бортко пошёл по линии "обязательного прямого прочтения": намёк - именно намёк - на Иисуса Христа, и вместо Иешуа - "тот самый Христос"; не просто - обычные (не идеальные, грешные) люди, вечно такие, между прочим, невзирая на то, ходил по земле Иешуа Га-Ноцри или не ходил, а грешные (сознательно грешные) вполне конкретные государства, либо Христа (не Иешуа!) не знавшие (Рим), либо Христа забывшие (СССР, и не просто и не вообще, а Сами-Знаете-Когда).
А это, по моему, совсем не по-Булгаковски.

Можно было бы написать побольше и поподробнее, но я решил на этом закруглиться. Пока.
Если я встречу того, кто меня знает, и не сделаю для него всё, что в моих силах - что я буду за воин?
(Нагао Кэгутора)

Аватара пользователя
Ann Freiheit
Заслуженный Волшебник
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 31 июл 2009 13:01
Псевдоним: Исследователь жизни
Пол: женский
Откуда: Зона отчуждения

Re: Мастер и Маргарита

Сообщение Ann Freiheit » 16 июл 2010 22:31

Мне нравится эта книга. Очень интересная.
Потому что снег летит вертикально вверх...

Лучший писатель 2011 года

Аватара пользователя
Андромеда ХаХ
Волшебник
Сообщения: 4673
Зарегистрирован: 06 янв 2007 11:23
Псевдоним: ведьмОвоин
Пол: скорее женский, чем мужской
Откуда: Абсурдистан

Re: Мастер и Маргарита

Сообщение Андромеда ХаХ » 18 июл 2010 11:05

Я тоже люблю этот роман.
Но сходства между Воландом и Воландемортом не вижу.
Хаффлпафф-любовь навсегда
...прощаясь с тобой, как будто с легендой (с)

Аватара пользователя
Chamomile
Волшебник
Сообщения: 2356
Зарегистрирован: 26 ноя 2009 19:30
Пол: женский

Re: Мастер и Маргарита

Сообщение Chamomile » 19 июл 2010 01:52

Да, интересная книга. Я как раз её сейчас читаю. Трудно пока что-то анализировать, но сам сюжет интересный.
It's the most wonderful time of the year!

Аватара пользователя
Иринка-картинка
Ученик
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12 мар 2009 21:15
Псевдоним: Магла
Пол: женский
Откуда: с.Красные Дома(Тольятти)
Контактная информация:

Re: Мастер и Маргарита

Сообщение Иринка-картинка » 20 сен 2010 22:17

В этом году будем проходить в школе, посмотрим, узнаю ли что-то новое)

Аватара пользователя
Слизнорт
Новичок
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 21 июн 2011 12:37
Пол: мужской
Откуда: Санкт - Петербург

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Слизнорт » 24 июн 2011 16:23

это одно из моих произведений. когда читал в первый раз, читал не отрываясь. конец был для меня совершенно неожиданным. (я вообще люблю произведения Булгакова)

Аватара пользователя
Spanish Angel
Легендарный
Сообщения: 7655
Зарегистрирован: 07 апр 2011 01:25
Пол: мужской

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Spanish Angel » 15 авг 2012 16:11

Не впечатлила книга настолько,что бы становиться фанатиком,а так - Булгаков силён,спору нет :)
Великий Магистр ордена "Святого Преда"
Скучаю по Андромеде, самой яркой звездочке!..

Аватара пользователя
Экспеллиармус
Ученик
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 04 июл 2019 23:18
Псевдоним: фелосаф
Пол: женский

Re: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Сообщение Экспеллиармус » 26 июл 2019 12:26

Читала. Потрясающая книга.


Чтобы у тебя появились враги, достаточно просто выражать своё мнение и говорить правду

ᅠᅠ

Ответить

Вернуться в «Книги»