Действие разворачивается в пригороде Мюнхена, во времена фашистской Германии, с 1939 г. по 1943 год.
Первое, что бросается в глаза - это то, как написана книга. Рассказчиком выступает Смерть, которая (или вернее "который", в книге Смерть неизменно мужского рода) оказывается весьма поэтичной особой. Стиль произведения очень своеобразный, есть в нём что-то экспрессионистское, и поначалу было очень непривычно читать такой поэтический язык. Но страница за страницей, необычный стиль выстраивает своеобразный мир или пространство, которое увлекает всё дальше вглубь истории. Просто так это не передать, поэтому парочка примеров:
Если вкратце описывать сюжет, то "Книжный вор" рассказывает историю немецкой девочки Лизель, которая в возрасте девяти лет попадает в приёмную семью. В книге описываются четыре следующих года её жизни, знакомство и жизнь с новыми родителями, соседями. Она заводит первых друзей (и, конечно, кое-каких врагов), время от времени крадёт книги (собственно, "книжный вор", а вернее "книжная воришка" - это и есть Лизель Мемингер), которые впоследствии будет читать соседям в подвале во время бомбёжек. Учится любви, пониманию, состраданию, осознанию, того, что война и фашизм принесли в её жизнь и жизни людей на Небесной улице; дружбе и жертвенности (её родители прячут еврея Макса в подвале собственного дома). Это история о не-фашистах в Германии и о том, что можно и нужно оставаться людьми независимо от условий. Красной нитью через всю книгу проходит мысль о силе слов, влиянии их на судьбы и умы людей.Когда она появилась, с ее ладоней еще не сошли снежные укусы, а с пальцев — кровавый иней. Все в ней было какое-то недокормленное. Проволочные ножки. Руки как вешалки. На улыбку она была не скора, но если та все же появлялась, была заморенная.
За какие-то минуты выросли и взгромоздились холмы из бетона и земли. Улицы стали разорванными венами. Кровь бежала по дороге, пока не высыхала, а в ней увязали тела, как бревна после наводнения.
Приклеенные к земле, все до единого. Целая уйма душ.
По ходу повествования Смерть то и дело сетует на большое количество работы, усталость и даже мельком подумывает об отпуске, но заменить его некому и история идёт своим чередом. Смерть даже завидует людям потому что они могут умереть.
Можно было бы сказать, что книга близка сказочному жанру, но по сути, кроме рассказчика-Смерти, ничего сказочного в книге не описывается, все события вполне реалистичны.
Не скажу, что я ревела как белуга, я вообще не очень склонна к подобному, но в конце не смогла сдержаться, действительно очень опустошающий и трагический финал. В завершение небольшой эпилог вносит надежду, что у дальнейшей истории Лизель было всё же счастливое продолжение. Цельное, сильное произведение.
Знаковыми и важными в книге мне показались слова Смерти, сказанные ею в конце: "как одно и то же может быть таким гнусным и таким великолепным, а слова об этом — такими убийственными и блистательными."
P.S. "Книжный вор" уже не даёт покоя голливудским продюсерам. Буквально вчера наткнулась на новость, что этой осенью его экранизируют.