И когда дверь с тихим скрипом отворяется и в кабинет заходит первый студент, Ивика, поздоровавшись и приглашающим жестом указав ему на стоящие кресла, бросает быстрый взгляд на большие школьные часы — если подойти к окну, их отлично видно — и тихонечко им подмигивает. А на двери кабинета появляется новая табличка.*
Факультатив
*дождавшись, пока все рассядутся, начинает с одновременно отстранённой и чуть насмешливой улыбкой*
В Отделе Тайн Министерства Магии бытует следующая шутка: "Темпоральная магия — искусство, в котором на треть вопросов специалист ответит вам "знаю, но не скажу", на ещё треть — "и знал бы — не сказал бы", и наконец на последнюю треть — "не знаю, знать не хочу и вам не советую".
*сделав таким образом Темпоральной магии достаточно убедительную на её, ивикин взгляд, рекламу, продолжает*
Чтобы поскорее приступить к процессу познания *по лицу Реймс отчётливо видно, что слово "познание" в ранее обозначенном контексте её чрезвычайно веселит*, мы с вами договоримся о понятиях, которые мы будем использовать в течение курса.
*насмешливо прищуривается* Хотя от бесценной информации, касающейся того, что значит слово "тем-по-раль-ный" и от какого латинского корня оно происходит, я вас, пожалуй, избавлю. Верю в лучшее в людях.
*Наконец вспомнив, как студенты, судя по активно распространяемым домовиками слухам, жаждали знаний — и незамедлительно устыдившись своего тщательно демонстрируемого разгильдяйства — перестаёт балагурить и сосредотачивается. Хотя вообще Ивике не совсем ясно, как можно сосредотачиваться, когда за окном вот буквально сегодня начался последний месяц лета.*
...Для начала о том, что мы в самом общем случае будем понимать под словом "время".
Со-лип-сис-ты *это загадочное слово Ивика произносит с явным удовольствием на лице* утверждают, что времени нет, поскольку его "придумали" люди. Учитывая то, что люди вообще так или иначе придумали все понятия, которыми они обозначают то или иное фиксируемое ими явление, с этим спорить довольно сложно. Но согласиться с тем, что времени как явления вообще не существует — если вы не тот самый убеждённый солипсист — будет довольно трудно. Объясняю почему.
Одним из наиболее простых и изящных подтверждений факта существования времени лично мне ещё в детстве запомнился Герберт Уэллс, автор нашумевшего среди магглов романа "Машина времени" (сам Уэллс был известен среди магглов не только этим, но и высокой точностью своих футурологических прогнозов; это неудивительно — именно он являлся изобретателем одного из наиболее широко известных видов Хроноворотов). Так вот, объективность существования времени как фактически четвёртой оси координат Уэллс объяснял очень просто: каждое реально существующее тело обладает продолжительностью существования как необходимой для этого существования характеристикой. Иначе говоря, мы не сможем сказать о чём-то "оно существует", если факт его существования не будет растянут во времени хотя бы на ничтожно малую величину. Эту "продолжительность существования" чего-либо люди и условились называть временем.
Теперь немного о том, что я буду называть "внешним" и "внутренним" временем. Внешнее, или объективное, время — то время, что течёт "само по себе", от которого зависит некий объект (или объекты) и происходящие с ним (с ними) процессы, а вот время от него (от них) — нет (по крайней мере пока к этому не будет приложено специальных усилий). "Внутреннее", субъективное, время — время, про которое можно сказать, что оно "течёт внутри объекта" (в ряде случаев это влияние распространяется и на расположенные рядом объекты) и никто больше от его течения не зависит (тоже как минимум до тех пор, пока соответствующие усилия не будут приложены). Разделение, если подумать, весьма и весьма условное — но именно по работе с "внешним" и "внутренним" временем в Темпоральной магии обычно разделяют все темпоральные практики и артефакты.
К "внешним" практикам/артефактам относятся в основном Хроновороты и так называемые "параллельные миры" (подробнее и о тех, и о других мы поговорим позже). Кажущаяся (только кажущаяся, но об этом тоже позже) малочисленность этой группы объясняется тем, что после изобретения Хроноворотов над проблемой "как произвести широкомасштабные действия над временем" волшебники думать перестали: незачем. Теперь они в основном думают о том, как сделать это аккуратно и... убедительно. Но и об этом позже =)
К "внутренним" темпоральным практикам и артефактам, работающим соответственно с внутренним временем объектов, можно смело относить молодильные яблоки и яблоко, которым отравили Белоснежку, веретено, уколовшее принцессе палец, иглу, на кончике которой сидит кащеева смерть, Омут Памяти, хоркруксы, почти любой волшебный портрет и т.д.
Следует упомянуть и о том, что почти все сильные артефакты и волшебные объекты могут влиять на "внутреннее" (в подавляющем большинстве случаев) время в качестве дополнительного, "бонусного" свойства. В качестве примера можно привести Грааль, которому, помимо обладания рядом всем известных качеств, приписывают способность замедлять, практически останавливать "внутреннее" время находящегося рядом субъекта. Можно упомянуть и Выручай-комнату, и исчезательный шкаф, и философский камень, и сидские холмы, и Арку смерти — все они так или иначе способны работать со временем "в нагрузку", помимо своих основных качеств. Что отнюдь не удивительно, если вспомнить о том, что мы в самом начале занятия говорили о времени как одной из определяющих координат существования чего бы то ни было.
Теперь о том, как можно влиять на время. Как любой реально существующий процесс, его можно замедлять, ускорять, останавливать, поворачивать, приводить к конкретной точке — причём как "внутреннее", так и "внешнее". Со временем можно даже играть в мячики... есть такая старая игра, позволяющая воздействовать на произошедшие или могущие произойти события. *улыбается* Впечатляет, между прочим, сильнее любого Хроноворота. Обязательно расскажу. Может быть, даже покажу на практике. Если найдётся достойный повод.
*пару мгновений припоминает, всё ли сказала*
Со временем так или иначе пытается работать — и мы это обязательно обсудим тоже — почти любая классическая магическая дисциплина. Существуют соответствующие наработки в Зельеварении, Трансфигурации, Заклинаниях, Астрологии... теория и практика аппарации, разумеется, тоже имеет к Темпоральной магии непосредственное отношение. Отдел Тайн занимается работой со временем (пока оно, в свою очередь, работает с ним) давно и серьёзно — правда, почти никому об этом не рассказывает. *улыбается* Зато распускает удивительные и безусловно заслуживающие внимания слухи.
Напоследок несколько технических уточнений по предмету. Даже после окончания каникул работы в РФ сдавать не нужно: это факультатив. Посещать теоретические и записываться на практические занятия (о возможности последних я буду объявлять дополнительно) могут все желающие. Периодичность проведения теоретических занятий будет определяться мной произвольно, практических — по взаимной договорённости с заинтересованными лицами.
И наконец о домашнем задании, мечте лета-2009 подавляющего большинства студентов этой Школы. В этот раз от вас ожидается:
1. Не слишком большое эссе о том, что такое для вас "время" и как оно "устроено" в "прошлом" и "будущем" (связь с "настоящим" меня тоже заинтересует). Своими, пожалуйста, словами: меня пока не интересует, что думает об этом кто-то ещё — только вы. Максимальная оценка за эту часть задания — 20 баллов.
2. Перечислите известные вам темпоральные артефакты и практики. Каждая реально существующая (не придуманная) практика/артефакт принесёт вам 5 баллов ровно. Упомянутые в лекции, разумеется, засчитаны не будут. Максимальное количество таких практик/артефактов для студентов подготовительного класса — 4 штуки, основного — 8 штук. Больше можно, но баллов они уже не добавят.
Работы жду до 10 августа включительно.
*жестом фокусника — или Белого Кролика? — вытаскивает из кармана мантии огромные часы-луковицу, театрально смотрит сначала на них, потом — насмешливо — на студентов*
За окном всё ещё лето, юные леди и джентльмены. Каникулы. И даже, не побоюсь этого слова, хорошая погода. Что вы тут, интересно, всё-таки делаете?
До встречи.