Написано в 2004 году.
Читая сегодня некоторые дискуссии, я размышляла, что очень много думаю о Драко как о персонаже, и все же большую часть времени мне кажется, что я не столько углубляюсь в его образ, сколько просто указываю на то, что о нем написано в тексте. И у меня такое чувство, что я все время "раздеваю фанон", просто чтобы указать, что нам фактически о нем известно.
Что меня просто поражает - так это то, что Драко похож на персонажа, информация о котором, исходит ли она от Гарри или от большей части фэндома, почти всегда не соответствует тому, что происходит с ним в книгах. Я думаю, данный персонаж так привлекает меня именно этим.
И это логично, если рассматривать его от лица Гарри. Он не пытается понять этого персонажа, и, если у него тот вызывает ряд негативных впечатлений, одни из которых противоречат другим, ему все равно. Кроме того, люди бывают противоречивы сами по себе.
Просто мне очень часто кажется, что впечатление Гарри о Малфое - это то, что люди ошибочно принимают за канон. А если вы указываете на то, что "сами" видите в сцене - поскольку вы в ней тоже "присутствуете" и в состоянии сделать свои собственные выводы, - то считается, что вы создаёте фанонную версию персонажа, или обеляете его.
Вот некоторые из основных предположений, которые мне бы хотелось оспорить - и под оспариванием я не имею в виду доказательство, что противоположная точка зрения верна, - но вопрос в том, точно ли для нас описано происходящее. Тем более, что во многих из этих случаев мы видим одно, а Гарри и фэндом утверждают что-то другое. К примеру:
Драко привык получать то, чего хочет.
Это ставит меня в тупик, поскольку в каноне Драко почти всегда не получает то, чего хочет. Похоже, общепринятое мнение состоит в том, что да, мы ни разу не видели, чтобы Драко получил то, что он хочет, но противоречия тут нет, поскольку это только подтверждает, что во всех остальных случаях в жизни Драко он получает, что хочет. Другими словами, мы должны предположить, что все, что происходит с Драко в книгах, нетипично для его жизни.
Но откуда это видно? Скажем, в "Горбин и Бэркес" Драко ноет и жалуется, что Гарри получает особые привилегии. И всегда найдётся фанат, который скажет: ну, ведь это правда, Трио постоянно получает особые привилегии. Потом кто-нибудь другой станет объяснять, что они не… э-э… то есть объяснять, что они эти привилегии заслуживают.
Но - вспомните - в этой сцене Драко злится именно из-за того, что Гарри на первом курсе получил свою метлу и стал играть в квиддич. А это - особая привилегия, с чем не поспоришь. В самой первой сцене появления Драко в книге он уже знает о том, что первокурсникам это запрещено, и надеется обойти это правило. Из канона следует, что, если родители Драко и купили ему метлу в тот первый год (чего, я думаю, они не сделали, судя по сцене в "Горбин и Бэркес" на следующий год и реакции Драко на метлу Гарри), то он не смог пронести её в школу. Драко - обычный ученик, который вынужден соблюдать школьные правила. Это проходит красной нитью через все его появления в первых двух книгах. При самом первом своём появлении он проявляет недовольство этим правилом, а после именно из него для Гарри делается исключение, и на следующий год, когда Драко получает собственную метлу, этого недостаточно, чтобы загладить обиду.
Это лишь один пример, но очень характерный. Единственный преподаватель, который, похоже, определённо склонен использовать своё влияние в помощь Драко - это Снегг, но он, хотя и оказывает тому поддержку в классе, редко покровительствует ему в чем-то серьёзном. Драко постоянно подвергается дисциплинарным взысканиям со стороны других профессоров (навскидку можно назвать троих - Грюма, МакГонаналл и Хагрида). И, если на него кричат за то, что он упустил снитч, очевидно, что он не пользуется особым положением в квиддичной команде.
Таким образом, поскольку мы не видим, чтобы Драко получал особые привилегии в школе, подразумевается, что он получает их дома. Но, опять же… откуда это видно? То есть, я хочу сказать: да, очевидно, что он получает все самое лучшее, но в двух канонных сценах, где мы видим его с родителями, они его строго контролируют. Ему не разрешают ничего трогать в магазине, он не может выпросить у отца подарок, ему не разрешается рассмотреть Руку Славы. Ему выговаривают за оценки в школе. На чемпионате по квиддичу в "Кубке огня" он не решается сказать ни слова в присутствии родителей. Если ему и хочется потусоваться с ПСами, ему не разрешают, как в "Тайной комнате" ему не разрешают помогать Наследнику. По этим двум сценам можно сделать вывод, что ему позволяется меньше, чем любому из детей Уизли.
И мне он… ну, немножко… напоминает Снегга. Дело не в том, что он привык всегда получать, что хочет, и не может вынести, когда не получает - дело в том, что он все время ощущает, что мир настроен несправедливо по отношению к нему. Может быть, он думает, что заслужил получать желаемое, будучи чистокровным, но весь окружающий мир препятствует этому. Похоже, по факту он подчиняется ограничениям, которым не подчиняются другие люди - как дома, так и в школе.
Драко привык, что его всегда расхваливают.
Опять же, когда такое было? Да, Снегг ставит его в пример перед всем классом, но, по-видимому, больше никто из учителей этого не делает, если только он этого не заслужил. А из разговора с отцом очевидно, что у папы есть некие ожидания относительно оценок Драко, но Драко их не оправдывает. Больше похоже на то, что от Драко требуют быть лучше всех, а это совсем другое.
Драко стремится всеми командовать.
Два его друга выполняют роль телохранителей, поэтому считается, что дружить с Драко - значит подчиняться приказам. Вот только на самом деле в каноне Драко постоянно тянется к людям более сильным, чем он сам. Конечно, не потому, что ему нравится выполнять приказы. Лично мне кажется, что он просто нуждается в похвале и одобрении от более сильных людей. Поэтому он играет роль клоуна перед старшими ребятами, терпит, когда на него кричит Флинт, боготворит своего отца и льстит Снеггу. Он любит этих мужчин, я бы даже сказала - "влюблён" в них, потому что они имеют над ним власть и постоянно дают ему шанс заслужить их одобрение.
Опять же, в "Горбин и Бэркес" (фактически единственная сцена между Люциусом и Драко, которую мы имеем в каноне), когда Драко хнычет и жалуется насчёт Гарри - даже если предположить, что он жалуется таким образом в первый раз, - тот факт, что Люциус так жёстко пресекает его нытьё, наводит меня на мысль, что у него мало терпения, чтобы выносить собственного ребёнка. Настойчивое приставание к отцу с одним и тем же (что, в общем-то, довольно часто встречается у детей, хотя наши герои магическим образом от него избавлены - ну, я имею в виду, неужели Гермиона не могла болтать до тошноты, пока родителям не захотелось бы вырубить её снотворным? Неужели Рон не повторял бы одни и те же анекдоты ещё долго после того, как они перестали быть смешными?), продолжается, как и дома, пока тот может это вынести (секунд пять?), а потом Люциус приказывает ему замолчать.
Драко привык, что мама и папа всегда всё для него устроят.
И когда такое было? То есть я хочу сказать - да, они, конечно, проявляют заботу о нем и интересуются его учебой в школе, но разве они хоть раз помогли ему с чем-то важным в его жизни? Покупка ему места в квиддичной команде для меня просто не вписывается в канон, каким его вижу я - разве что это было сделано в качестве поощрения. Но даже если Драко и купили место в команде, почему ему так не везёт в школе, начиная с самого первого курса? Его немногочисленные удачи, которые я могу припомнить, недолговечны и не связаны с действиями его родителей. В первый год родители даже не могут избавить его от наказания в Запретном лесу или помочь выиграть кубок школы. Если Драко когда-либо и привык к тому, что родители всегда придут и избавят его от любых неприятностей (и, возможно, в его раннем детстве часто так бывало), то с одиннадцати лет он остаётся наедине со своими проблемами.
К Драко никто не может по-настоящему хорошо относиться.
Конечно, чаще всего это сводится к Снеггу. Как раз недавно я читала одну дискуссию, где упоминалось, что Снегг покровительствует Драко на уроках Зельеварения, и там все пришли к выводу (или притянули за уши) - мне кажется, именно потому, что это так широко распространено в фэндоме, - что нельзя принимать благосклонность Снегга к нему за чистую монету. И это несмотря на то, что Гарри вроде бы постоянно видит, что они хорошо относятся друг к другу! Меня просто удивляет, что в фандоме теперь как будто не принято говорить, что Снегг симпатизирует Драко, так что, похоже, это единственный случай, когда все твердо убеждены, что в каноне мы видим "неправду". Выходит, вы можете с уверенностью утверждать, что знаете до подробностей, каким было детство Драко, несмотря на то, что о нем ничего не сказано, но если Снегг хвалит Драко на уроке, это не может быть личным мнением Снегга. Наверняка у него какая-нибудь сложная причина говорить так, а в действительности он ненавидит Драко. Самое забавное здесь, что во многих контекстах это даже не имеет значения - даже если Снегг только притворяется, что искренне покровительствует Драко, он все же покровительствует ему.
Итак, я думаю, что не сделала из Драко другого персонажа, "круче", чем в каноне. Человек, который утверждает, что все несправедливы по отношению к нему, эгоистичен не меньше, чем тот, кто ожидает, что ему во всем должно везти. Подлости Драко не становятся благороднее оттого, что у него низкая самооценка. Лично для меня - это не создание фанона, это оценка персонажа, попытка найти в нем гораздо больше смысла. Нет, я не говорю, что мой способ собрать эти маленькие канонные факты воедино - единственно правильный, я даже не особо много раздумывала над этим. Я не говорю, что Драко - это задача с неизвестным, я лишь говорю, что в некоторых конкретных моментах в каноне кажется, что это задача с неизвестным, если основываться только на том, что сказано в тексте.
Мне просто интересно - почему на этого персонажа так реагируют в фэндоме. Почему именно этот персонаж раз за разом интерпретируется так, как будто он должен чем-то отличаться от других? Просто это похоже на большое слепое пятно у всех читателей, а иногда даже на удобный способ отмахнуться от тревожных аспектов хороших персонажей, понимаете? Иногда и правда кажется, что его выставляют в буквальном смысле козлом отпущения. Может быть, из-за этого, а может быть, потому, что он связан с персонажами, которые воспринимаются как "расисты", от вас по умолчанию ожидается такая реакция, и, если вы не будете придерживаться её, вы тоже можете считаться расистом. Я не высказываю конспирологическую теорию или что-то в этом роде, я просто иногда чувствую, что есть некоторые проблемы, которые настолько серьезны, что люди не могут говорить о них спокойно, потому что, если вы говорите о них спокойно, это значит, что вы не понимаете до конца, насколько они серьёзны. Это распространяется и на персонажей, которые связаны с подобного рода проблемами. Это всё равно, как, например, если вы сказали, что Гермиона вышла за рамки на поле для квиддича = вы на стороне Волан-де-Морта.