.....*
Варвара зашла в кабинет, с удовольствием оглядела заполненную студентами аудиторию, как бы невзначай выбила пальцами подобие барабанной дроби на кафедре, чтобы разбудить вздремнувшую было компанию равцев на первой парте, и громко произнесла*:
Здравствуйте, студенты!
.....Профессор Сильвер доверила мне проведение сегодняшней лекции. Поэтому слушайте и конспектируйте внимательно – вас ждут подвох…гм, новые знания и интересные задания!
.....Тема нашей сегодняшней встречи –
Искусство и культура. Изобразительное искусство. Музыка. Литература. Тема волшебства в маггловском искусстве
.....Магглы не умеют творить волшебство. И для некоторых волшебников этот факт становится основанием для утверждения, что магглы не умеют творить вообще. Однако более внимательный взгляд позволяет обнаружить, что магглы в не меньшей степени, чем волшебники, одарены креативными способностями – просто сфера их проявления совсем иная. Культура и искусство – вот область маггловского творчества, и культурные артефакты, создаваемые людьми без волшебства – картины, поэмы, музыкальные произведения – аккумулируют в себе такой запас креативной энергии, что вполне могут стоять в одном ряду с артефактами магическими.
.....Прошу вас обратить внимание, что волшебная цивилизация оказала большое влияние на культуру магглов. Несмотря на то, что сами творцы заклинаний никогда не брали в руки ни кисти, ни музыкальные инструменты, многие шедевры мирового искусства никогда не появились бы на свет, если бы не контакты магов и магглов. Как вам это понравится?... А дело вот в чем: именно волшебники становились героями мифов, сказок и поэм, их деяния переносились на холсты, о них слагались песни… То есть все основные виды искусства – литература, живопись и музыка – это, по сути, отображение магглами жизни и деятельности магов.
.....Давайте поступим как прилежные и вдумчивые ученики и припомним, как складывались отношения между цивилизациями волшебной и неволшебной. Эту тему мы уже проходили, но повторение – мать учения, да и для сегодняшней темы актуализация пройденного материала чрезвычайно важна… Да, мисс Лайтон, прошу…
.....*
Улыбчивая равка бодро оттараторила*:
.....- В истории немагического сообщества выделяют три этапа: первый – совместное с волшебниками бытие (архаические времена), второй – разделение и противостояние магов и магглов, гонения волшебников (Средневековье), третий – отдаление и забвение магглами магов (Новое время).
.....Замечательно! Спасибо, Ка… мисс Каро.
.....И искусство тоже находилось под влиянием данной исторической перспективы: в зависимости от того, как в определенный момент строились взаимные отношения между группами волшебников и магглов, происходило отображение этих отношений в форме произведений искусства, менялась тематика этих произведений и их идеологическая направленность.
.....Итак, первый этап становления маггловского искусства –
архаический, или мифологический.
.....Что такое миф? Это история о происхождении мира, людей, о взаимоотношении людей друг с другом и с природой, о том, как сложился определенный порядок распределения прав и обязанностей в обществе. Как известно, в ту эпоху на территории Британии группы магов и магглов сосуществовали в мире и согласии, являя собой единый социум. Роды и племена (кланы), состоящие одновременно из чародеев и простецов, возглавлялись искусными волшебниками. И именно деяниям волшебников и посвящены мифологические рассказы той эпохи: «Мабиногион» и «Похищение быка из Куальнге». В мифических сказаниях мы встречаем описание важных исторических событий, наблюдаем общность магических и маггловских судеб. Мифы содержат рассказы о битве с великанами, о странствиях и подвигах мага Кухулина («Похищение быка из Куальнге»), о налаживании политико-культурных связей с народом фейри (легенда о Фергусе Мак Леде), о великой Битве деревьев («Мабиногион», песнь «Кад Годдеу») и о подвигах славных рыцарей Круглого Стола («Мабиногион», песни «Рыцари Артура» и «Волшебная флейта»).
.....Музыка мифологического периода идет рука об руку с литературой: рассказы о деяниях обычно пропеваются под музыку. (Попутно укажу, что ученые называют такое смешение разных форм искусства в архаическую эпоху сложным словом «синкретизм»). Песенники-мифосказители носят название филидов и бардов; они весьма уважаемы остальными членами клана наряду с вождями и друидами. Интересно при этом, что вожди и друиды – это обладающие волшебными способностями индивиды, в то время как единственное колдовство, доступное бардам, - это сила искусства. Поэтому музыканты и поэты – первые магглы, чей социальный статус был высоким в смешанном маго-маггловском обществе.
Кельтский бард за работой
.....Об архаической живописи известно немногое. Первые художники британских островов были подмастерьями друидов. Древние волшебники умело создавали иллюзорные картины, но вот изобразить что-то наяву при помощи красок и кистей не могли. И талантливые магглы приходили им на помощь, запечатлевая тайные знания друидов в виде изображений на камнях, коже животных или бересте.
Наскальные картины в Ирландии.
.....Что здесь изображено, как вы думаете? Портрет вождя в кругу семьи? Войско перед битвой? Звездное небо? Да что угодно. Вполне возможно, что данная картина есть не что иное, как… Черновик, к примеру. Потренировался на камнях – и пошел на прибрежном песке чистовик малевать…
.....Следующий этап развития маггловской культуры - это
времена Средневековья и Возрождения
.....На протяжении Средних веков искусство очень явственно отображает изменения во взаимоотношениях магов и магглов.
.....Раннесредневековые культурные артефакты тематически продолжают идеи культуры древней, посвящены описанию деяний великих волшебников и дружбы чародеев и простецов. При этом наблюдается сочетание древнекельтской и христианской тематики и символики. В литературе примерами такого синтеза являются эпос «Беовульф», поэма «Видение Креста и Феникс» - отметим, что само название поэмы достаточно ярко отражает указанную двойственную направленность культуры тех лет: христианский Крест в названии поставлен в один ряд с волшебной птицей фениксом, символически объединяя две основные составляющие социально-духовной жизни эпохи.
.....Изобразительное искусство того времени нашло наиболее яркое отражение в орнаментальных формах – всем известный «кельтский орнамент».
.....Теме доброго соседства религии и волшебства отведена знаковая роль: изображения драконов, растительных узоров, традиционно скрывающих друидийские тайны, и христианской символики равно востребованы в живописи раннего средневековья.
.....В расцвете Средневековья, когда духовенство занимает ключевые властные позиции в обществе, начинается самый тяжелый период в истории магического сообщества: гонения волшебников, судебные процессы, костры, чародейство под строгим запретом… Маги воспринимаются средневековым сознанием примитивно и несправедливо. Бесы, бесы будто, а не волшебники!.. *
Варя утерла слезу негодования* Естественно, это отразилось и на культурной сфере жизни. На некоторое время христианская тематика становится преобладающей; культура магглов живет под сенью церкви, выполняя вспомогательные функции при религиозной основе: литература представлена проповедями и морализаторскими поучениями, живопись – церковной росписью и иконами, музыка – ритуально-культовыми песнопениями. Но память и культуру уничтожить невозможно: простой люд старательно тянет псалмы на богослужениях, но в повседневной обстановке предпочитает старые добрые сказки и повести о давних днях и колдовстве…
.....Видя это, столпы церкви предпринимают действительно хитрый и точный ход: если историю нельзя совсем уничтожить, то ее можно немноооожечко переписать в соответствии с нужными постулатами. И волшебству дозволено вернуться в культуру – но только в качестве фона для деяний во славу Божию.
.....Для этого были извлечены из забытия и переписаны заново – уже в контексте христианском – «Мабиногион» и «Похищение быка из Куальнге», в которых король Артур представал доблестным оплотом христианства, а великому Мерлину было приписано отцовство дьявола, от коего будто бы и унаследовал волшебник свои магические способности; душу же Мерлина, согласно этим смехотворным уверениям, вымолила у небес его мать, благодаря чему ребенок избежал полного овладения дьявольскими силами. Это надо же было из великого мага какого-то, прости Мерлин, Франкенштейна изобразить! Бу… Именно такое искажение фактов положено в основу в остальном замечательного историко-культурного памятника – произведения сэра Томаса Мэлори «Книга о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола». Что делать! Поэт подвержен требованиям эпохи…
.....Музыка продолжает развиваться в первую очередь в песенном ключе; сказители-песенники данной эпохи носят название менестрелей, кочуют по городам и весям, поют одни и те же песни и в замках королям и герцогам, и в придорожных трактирах простому люду. Песни существуют разные: и о давних годах и волшебных сражениях, и о любви к прекрасной и гордой даме, и о жадных монахах и святошах, и об обыденных радостях повседневной жизни.
.....Начало Возрождения в английской культуре наблюдается при дворе короля Генриха VIII, который подавал приближенным личный пример, преуспев в поэзии, ученых занятиях, музыке благородных потехах. Ярким примером музыкальных предпочтений магглов той эпохи может служить знаменитая баллада «Greensleeves», музыка к которой написана неизвестным композитором 15 столетия, а слова предположительно принадлежат перу самого Генриха VIII, который пытался при помощи данной песни найти путь к сердцу своей будущей жены Анны Болейн.
http://shalala.ru/gregorian/song/281654/
(Открой и послушай)))
.....Песенка вышла замечательная: мелодичная, в меру жалостливая, до сих пор поется и перепевается всеми кому не лень… И Анну в жены Генрих получил-таки! Вот пример того, Как важно быть серьезным… поэтом, да.
.....Елизаветинский период Возрождения обогатил английскую литературу стихотворениями Г.Констебла, Б.Барнса, Дрейтона, прозаическими пасторалями Сидни, Р.Грина, Т.Лоджа. В этот же период на литературно-драматургическом небосклоне восходит звезда, озарившая путь культурного развития для многих народов и поколений, - Вильям Шекспир.
.....Творчество Шекспира отражает господствующие в общественном мнении взгляды на магов и магию.Так, в одном из ранних его произведений – комедии «Сон в летнюю ночь» - предводители волшебного народа эльфов Оберон и Титания, а также их подданные изображены как существа, подобные людям в своих чувствах и желаниях, владеющие магией и использующие ее в основном для забавы и подшучивания, то есть отношение к чародейству скорее положительное и, в общем-то, несерьезное. В «Макбете» автор выводит на сцену трех ведьм – воплощение всей возможной нравственной грязи, коварства, подлости. В более позднем своем произведении «Буря» Шекпир производит этическую переоценку колдовства. Одним из главных героев трагикомедии является герцог Просперо, несправедливо изгнанный из своей страны. Силами магических чар Просперо, обладателю волшебных книг, удается заставить злодеев раскаяться, а добродетель увенчать по заслугам и завершить пьесу триумфом любви и справедливости. То есть английский классик признает, что магия – это реальная сила и может быть использована как с пользой для простецов, так и им во вред – в зависимости от ценностно-этических предпочтений самого мага.
.....Итак, на протяжении Средневековья и Возрождения в культуре английских магглов происходили значительные колебания в оценке волшебства и волшебников. Маги, даже не принимая непосредственного участия в культурной жизни, самим фактом своего существования в значительной степени стимулировали развитие английского искусства: именно те периоды, когда упоминание чародейства было запрещено, отличаются наименьшей культурной продуктивностью, тогда как, напротив, обращение к теме волшебства сопровождается всплеском создания культурных артефактов поэтами, художниками и музыкантами.
.....Летели года, как перелетные свиньи, и вот уже на пороге
эпоха Модерна – время тотальных социальных изменений на всей территории Европы, охватившее экономические, политические, научные, культурные аспекты бытия. Развитие маггловской культуры в этот период осуществлялось по методу снежного кома, набирая все большую скорость в смене стилистических и жанровых нововведений. Классицизм, барокко, романтизм, реализм, символизм… И, наверное, было бы неправильным объединять подобное разнообразие в рамах отдельной эпохи, если бы не одно важное но: основной характеристикой данного периода является полное вытеснение колдовства за социокультурные границы маггловского общества.
.....Ярче всего это расколдовывание проявилось именно в литературе. Если предыдущие эпохи, описывая волшебство, либо включали его в свое время, делаясь его свидетелями и соучастниками (древность), либо относили его к прошлым временам – мол, вот оно было с нашими предками, просто сейчас поутихло (Средневековье и Возрождение), то Модерн категорически переносит магию в иные земли и миры. Маггловские авторы завоевывают внимание читателя описаниями нестандартных ситуаций или нестандартных характеров, а если вдруг повествование принимает волшебный оборот – значит, описываемые события вынесены за пространственно-временные рамки маггловской Европы или им находится вполне рациональное объяснение: сновидение рассказчика, научные эксперименты и т.д. Так, например, волшебные приключения Гулливера (Дж. Свифт) происходят в далеких неведомых странах, чудовище Франкенштейн оказывается результатом работы безумного ученого (М. Шелли), Страна чудес, в которую попадает Алиса, - всего лишь эфемерный дар полуденной дремы (Л. Кэролл), путешествия во времени строятся не на использовании магического хроноворота, а осуществляются при помощи изобретенной магглами Машины (Г. Уэллс). Уже никто не пишет о волшебстве; предметом вдохновения может быть что угодно – просто слово, название, имя розы какой-нибудь, собачье сердце, скотный двор – но не магия, увы… Волшебники становятся мертвыми душами культуры Модерна…
.....Некоторое «потепление» литературного отношения к магии было замечено в начале 19 века, в период расцвета так называемого английского готического романа. Анна Рэдклиф, Уильям Бекфорд, Чарльз Мэтьюрин и др. на некоторое время вернули ощущение магического (при этом самых мрачных, инфернальных его форм) в настроение эпохи. Но читателю тех лет интереснее узнать, как живут люди в обычном мире, как накапливаются и теряются состояния, создаются и рушатся семьи – в общем, как другие переживают одинаковые с ним, читателем, проблемы… И произведения реалистов Ч. Диккенса, Дж. Остин, Т. Харди более совпадают со вкусовыми запросами публики. В конце 19 века вернуть магию в литературу пытается великий ирландец О. Уайльд, повествуя о волшебном портрете красавца Дориана Грея, о тоскующем принце и звездном мальчике, но… Публика недолго восхищается им – реализм становится еще более увлекательным с выходом из печати книг А. Конан-Дойла и Г. Честертона, предложивших читателю псевдореальные истории – загадки об убийстве (детективы). Таким образом, воспоминания о давнем соседстве с волшебниками становятся актуальными исключительно для области детской литературы.
.....Разволшебствованию подвергается и живопись. Выдающиеся английские живописцы 18 века Т. Гейнсборо, Дж. Констебл, Дж У. Тёрнер сосредотачиваются на изображении портретов и пейзажей. Некоторая магия в этих произведениях, безусловно, присутствует – в основном магия цвета, но сюжеты для изображений избраны самые что ни на есть повседневные.
Т. Гейнсборо, Повозка.
Поездка на рынок – и та становится объектом живописного изображения!
.....Таким образом, ХΙХ - ХХ вв. – период утраты темы волшебства из культурного поля Британии. И, потеряв такой важный составляющий элемент, культура чуть было не утратила самое себя, ведь одна из наиболее важных функций культурной жизни – придание существованию человека и человечества смысла, менее очевидного, чем физические потребности, и более возвышенного, чем материальные возможности.
.....Спасение пришло неожиданно – со стороны старых забытых сказок и мифов. Писатели-неволшебники признали необходимость возвращения волшебства в литературу, преодолели, так сказать, свои гордость и предубеждение… В 1954 г. выходят из печати первые два тома великой трилогии «Властелин колец» - и в двери культуры ощутимо потянуло живительным запахом чародейства. Практически одновременно с ними умы и сердца читателей взбудоражили «Хроники Нарнии» как обещание того, что благородство и любовь еще живы в мире, сотрясаемом войнами и новыми их угрозами. Дж. Р.Р. Толкин и К.С. Льюис – вот имена магглов-писателей, которые с полным правом могут быть названы волшебниками.
.....В музыке тоже не обошлось без порции чародейства. ХХ век стал поистине звездным для британской музыки. «Битлз», «Роллинг стоунз», «Квин», «Пинк Флойд», «Лед Зеппелин» - разве нуждаются они в дополнительных представлениях? Более того: можем смело утверждать, что в музыкальном отношении магглы куда продвинутее и талантливее нас, магов, – это мы обычно заимствуем у них новые стили, направления и синкопы. По правде говоря, наши «Ведуньи» - жалкое подобие их групп «Колдплей» или «Франц Фердинанд», куда более волшебных во всех отношениях.
http://www.moskva.fm/artist/the_beatles/song_618766
(Открой и послушай)))
.....Современная живопись получила своеобразный импульс развития как от литературы, так и от музыки. В первом случае работы художников-иллюстраторов по созданию образа литературных магических миров переросли в отдельный живописный жанр – фэнтези-арт. Во всем мире пользуются популярностью работы выдающегося британского художника Родни Мэттьюза.
.....Становление поп-музыки способствовало возникновению игрового, несерьезного, полурекламного и колдовским образом действующего на сознание стиля художественного поп-арта:
.....На иллюстрации представлена картина академика Королевской Академии искусств Питера Блейка, известного, в частности, работой над обложкой для альбома Битлз «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band». На наш взгляд, данное произведение следовало бы назвать «Посылка в Хогвартс», ибо куда еще могут плыть кот и сова, сопровождающие груз из писем и банки меда? Только к оставленному в Школе чаду…
.....Итак, популярность тематики волшебства в маггловском искусстве тесно связана с проблемой взаимоотношений магглов и магов. Война и мир между этими группами напрямую отражаются в искусстве; и без ложной скромности можем сказать, что чем больше в искусстве волшебства – тем искусство продуктивнее. И вообще, не является ли культура самым что ни на есть чародейством, только без палочки и заклинаний? Как вы думаете, юные маггловеды?...
.....А теперь –
домашнее задание. Ну-ну, не хмурьтесь, друзья мои!
.....1. В тексте лекции мной спрятаны названия известных литературных произведений (не только британского производства))). Пожалуйста, отыщите их и перечислите мне с указанием авторов (по три балла за найденный ответ, всего произведений, скажем, десяток). Если кто увидит в этом списке произведение, которое ему нравится, и напишет о нем половину свитка (не больше!), получит дополнительные баллы.
.....Обратите внимание: не те произведения, которые я указываю в качестве примеров («Мабиногион», «Буря», «Хроники Нарнии», «Портрет Дориана Грея» и т.д.), и не те, героев которых я перечисляю, рассказывая об эпохе Модерна - Алиса, Гулливер и т.п., - а те, которые зашифрованы просто в тексте, без кавычек и прописных букв. Типа такого: "Мерлин был назван современниками героем нашего времени"... И понятно, что имеется в виду произведение русского классика М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (Не ищите этого в тексте! Это просто пример)))
Уверена: вам хватит внимания и смекалки все обнаружить!
.....2. В нашем волшебном мире известны волшебные портреты; каждый из вас неоднократно с ними встречался и беседовал. А вот работы кого из маггловских художников-портретистов кажутся вам волшебными? Эссе с иллюстрациями примерно на свиток (страницу).
.....3. Музыка… Давайте уделим внимание прошлому веку, тем паче что в лекции я на нем остановилась лишь вскользь. Выберите британскую группу ХХ столетия, которая нравится вам более прочих, и расскажите мне, почему именно ее музыка вам полюбилась. Свитка, думаю, будет достаточно)))
.....Основной класс выполняет все три задания,
подготовительный – два на выбор))
.....Благодарю всех за внимание.
.....Работы жду до
20 ноября. Удачи!
Возникающие вопросы с удовольствием помогу разрешить в приватном порядке. Моя сова вполне в рабочем состоянии)))