*Приближался новый учебный год, а мисс Мафис (конечно же, с подачи незабвенной Каролины Лайтон) только-только решилась на проведение факультативной лекции. Ей не хотелось грузить учеников заботами о выполнении заданий в Рейтинг Факультетов или давать домашнего задания в и без того занятые учебой дни. В общем, с Кристиной было однозначно что-то не так, раз уж она решила не терроризировать своих студентов, а, скорее наоборот, помочь им подготовиться к учебе без особого напряжения извилин.
Признаться честно, она очень хотела повесить проведение этой лекции на своего новоиспеченного ассистента, да вот только тема его курсовой работы совсем не подходила к данной лекции, и ей пришлось оставить мистера Тэйлора, так сказать, на десерт. Что ж, ничего, стиль преподавания мистера Тэйлора студенты Хогвартса еще успеют оценить, а вот сколько лекций профессора Мафис им еще посчастливится посетить – настоящая загадка. Впрочем, не будем забегать в будущее, даже на лекциях по Темпоральной Магии.
Пока мистер Тэйлор был занят какими-то своими делами (а он все-таки был почти выпускником), мисс Мафис готовила кабинет к следующей лекции. В этот раз здесь было достаточно скучно: лишь пара плакатов на стенах. Но ученики никогда не знают, в какой момент перед ними может появится иллюзия.
Профессор заняла свое место в центре, как только все ученики расселись за парты. Она окинула класс внимательным взглядом и поприветствовала собравшихся так, будто они и не расставались друг с другом на долгие три месяца летних каникул:*
Лекция 2. Время и его виды
- Приветствую вас на внеочередной лекции. Сегодня мы разбираем время и его виды, так что усаживайтесь поудобнее.
*Мисс Мафис крутанулась на каблуках, улыбнулась студентам уголками губ и взмахнула палочкой, красивым шрифтом выводя на доске тему лекции. Развернувшись обратно к студентам, профессор продолжила:*
- Сегодня мы с вами будем частично цитировать
профессора Реймс, - *Кристина чуть усмехнулась: ведь никто из ее учеников даже не знал, о ком шла речь,* - которая ранее преподавала Темпоральную Магию, в темные время. Это я имею в виду, что еще до профессора, - *мисс Мафис поморщилась*, - Флегга. Кстати, если вы расскажете мне, кто такие солипсисты, а также согласны ли вы с их точкой зрения, то вы сможете получить небольшой, но очень приятный бонус к своей работе.
*Кристина взмахнула палочкой и перед учениками появилась первая иллюзия в виде профессора Ивики Реймс, расхаживающей по кабинету. Сама мисс Мафис у профессор также никогда не занималась, но благо ее портрет висел у Каролины в кабинете, и Кристина имела представление о том, как выглядела одна из бывших директоров Хогвартса. Тут мисс Реймс заговорила, поворачиваясь к ученикам:*
Внешнее, или объективное, время — то время, что течёт "само по себе", от которого зависит некий объект (или объекты) и происходящие с ним (с ними) процессы, а вот время от него (от них) — нет (по крайней мере пока к этому не будет приложено специальных усилий).
Внутреннее, или субъективное, время — время, про которое можно сказать, что оно "течёт внутри объекта" (в ряде случаев это влияние распространяется и на расположенные рядом объекты) и никто больше от его течения не зависит (тоже как минимум до тех пор, пока соответствующие усилия не будут приложены).
*Профессор Мафис ухмыльнулась и взмахнула палочкой еще раз: на этот раз иллюзия пропала также быстро, как и появилась. Кристина тряхнула головой и поправила волосы, присаживаясь на край своего преподавательского стола и рассматривая лица удивленных студентов:*
- В целом, я соглашусь с формулировкой профессора Реймс – время действительно можно, хоть и условно, разделить на внешнее объективное и на внутреннее субъективное. Но я бы сюда добавила одну важную вещь. - *Кристина сделала внушительную паузу, чтобы привлечь внимание учеников к своим словам.* -
Время может быть альтернативным. Как вы полагаете, когда мы можем сталкиваться с альтернативным временем?
*В воздух взметнулось несколько рук, хоть большинство студентов и выглядело весьма озадаченно. Девушка же указала на гриффиндорца, который сидел ближе всего к ней:*
- Когда мы говорим об альтернативных вселенных.
*Кристина кивнула и дала возможность дополнить ответ рейвенкловке с третьей парты:*
- Встречаясь с темпоральными ловушками.
*Мисс Мафис улыбнулась:*
- Кажется, кто-то видел конспекты лекций профессора Флегга? Что ж, приятно, что вы так тщательно подходите к подготовке к лекциям. -
*Кажется, профессор чуть смутила ответившую девочку.* - Но вы правы. Когда мы говорим об альтернативных вселенных и о темпоральных ловушках, а также о любых событиях, которые так или иначе не являются ни частью внешнего, ни внутреннего времени, мы говорим об альтернативном времени – о том, события в котором происходили или происходят, кардинально или не очень отличаясь от событий объективного мира. Давайте приведем пример.
*В кабинете начала появляться другая иллюзия. Вот человек в мантии с зеленым капюшоном также стоит в этом кабинете, что-то рассказывая студентом. Перед ним стоит даже молодая профессор Лайтон – в то время, кажется, третьекурсница или второкурсница. Здесь же видно и других знаменитых учеников школы, например, Алису Шепорт или Юджини Грейс – в прошлом, двух старост Гриффиндора. Видно и несколько учениц со Слизерина, например, Мэрли Смит. Они что-то оживленно обсуждают, а затем, воспользовавшись порталом, попадают в альтернативную реальность и начинается рассказ, как будто закадровым голосом.*
В 2012-м году профессор Флегг проводил занятие, связанное с путешествием в альтернативную реальность. Несмотря на то, что вышеупомянутый профессор был настолько некомпетентен, что смог подвергнуть учеников настоящей опасности, занятие все же завершилось благополучно. На этом занятии студенты смогли попутешествовать по альтернативному времени – Мальчик Который Выжил на самом деле умер, и студентам потребовалось попробовать выжить в новом мире, который был захвачен приспешниками Темного Лорда. Как говорится, не многие выжили, а мистеру Флеггу профессором Живаго, в то время директором Хогвартса, был выписан письменный выговор.
*Как только история закончилась, иллюзия начала растворяться. Мисс Мафис удовлетворенно кивнула и посмотрела на студентов, ожидая, что про три вида времени они уж как-нибудь запишут что-нибудь в свои конспекты. Крис оглядела студентов вновь и вдохнула поглубже:*
- Кто-нибудь может привести
пример процесса, протекающего во внешнем времени, то есть независимо для всех?
*Несколько рук вновь взметнулось вверх. Мисс Мафис указала на хаффлпаффца, сидящего за задней партой:*
- Смена времен года. Лето, осень, зима, весна – и так будет всегда, несмотря на наше настроение, самочувствие и взросление.
*Кристина кивнула юноше. Однако, какие разумные студенты ей попались в этом году. На такие заковыристые вопросы отвечают так сразу. Мисс Мафис чуть улыбнулась и отметила:*
- Прежде чем мы перейдем к дальнейшей точке обсуждения в нашей лекции, мне хотелось бы отметить, что, с точки зрения Философии Магии,
время течет в единственном направлении, из прошлого – через настоящее – в будущее. Эта формулировка лишь укрепилась после того, как все маховики времени были уничтожены в битве в Отделе Тайн, поскольку мы уже никак не могли столь прямолинейно вмешиваться в прошлое, и поэтому возражать этой формулировке стало даже как-то бессмысленно. Такие артефакты, как, например, - *Кристина слегка нервно сглотнула,* - Омут Памяти, могут лишь показывать нам отрезок внутреннего времени субъекта через его воспоминание, мы можем наблюдать за этим воспоминанием (время в нем также будет двигаться из прошлого в будущее через настоящее), но не могут показывать нам внешнего, объективного времени, как это могли показывать, а также давали возможность «влиять» маховики времени.
*Профессор Темпоральной Магии сделала очередную паузу, чтобы ученики могли как-то законспектировать ее слова об Омуте Памяти. Подходило время двигаться к последнему, заключительному этапу лекции:*
- Конечно, вы можете справедливо спросить меня: мисс Мафис, а что, мы в Темпоральной Магии больше обсуждаем философский концепт времени, нежели физический? Что ж, я скажу, что в Темпоральной Магии методы взаимодействия со временем напрямую зависят от того, как вы его воспринимаете: и философски, и физически. Темпоральная Магия – наука относительно молодая, в ней мало точных сведений и задокументированных работ, ничего нельзя утверждать совершенно однозначно, но! В этом-то и есть ее изюминка, ибо сегодня мы можем ошибиться, а через n-дцать лет узнать, как это было на самом деле, и наши иллюзии пропадут. Впрочем, знаете, наука у магглов тоже не стоит на месте, и хоть они и не владеют всей той информацией, которой владеем мы, особенно касательно возможностей просмотра и влияние на прошлое, но они очень неплохо пытаются развить возможность путешествия в будущее с помощью техники. Хотя сейчас мы будем говорить не о будущем.
*Девушка взмахнула палочкой и перед учениками возникло несколько портретов маггловских физиков, которые изучали время и писали о нем труды:*
портрет маггловского физика - Альберта Эйнштейна
- Как вы понимаете, время неотрывно связанно с движением и пространством. В очень простом отношении, мы рассматриваем, как сказали бы магглы, наше время на земле с точки зрения классической механики Ньютона, которая верна только на очень малых скоростях и в земных условиях. Но, как вы знаете, магия присутствует везде, и, учитывая возможность путешествия в параллельные миры (именно возможность гипотетическую, а не настоящую физическую), мы можем предполагать, что время обладает свойством относительности, то есть может «сжиматься» или «растягиваться» исходя из скорости или, например, массы объекта. При этом, в такой вещи, как
СТО (Специальная теория относительности), разработанной маггловским физиком Эйнштейном, указываются два базовых постулата, которые мы сейчас с вами и разберем.
*Мисс Мафис взмахнула палочкой и на доске появились те самые постулаты, о которых она и говорила:*
1. Все физические процессы в инерциальных системах отсчёта протекают одинаково, независимо от того, неподвижна ли система или она находится в состоянии равномерного и прямолинейного движения.
2. Скорость света в вакууме, измеренная в любой инерциальной системе отсчёта, одна и та же и не зависит от движения излучателя.
*Посмотрев на озадаченные лица студентов, профессор слегка улыбнулась: ну, вот, ничего не поделаешь, нравилось ей ставить их в тупик и наблюдать замешательство на их лицах. Мисс Мафис коварно усмехнулась и начала объяснять, следя, чтобы всем стало понятно ее объяснение – иначе, как студенты в конце раздела будут писать контрольную работу. Один гриффиндорец с первой парты неуверенно спросил:*
- Мисс Мафис, а что такое… ин-не-нер-це-лиальная система отсчета?
*Кристина легко улыбнулась и пояснила:*
-
Инерциальная система отсчета – это такая система отсчета, в которой справедлив закон инерции, то есть такая, в которой тело, на которое не действуют никакие силы, находится в состоянии покоя или движется равномерно.
*Мальчик кивнул и сел на место. Девушка же продолжила:*
- Из этих постулатов мы можем заключить несколько вещей. Например, то, что одновременность, расстояния и даже масса относительны. В сложные маггловские формулы мы с вами углубляться не будем, конечно же. Также мы можем заключить, что никакое тело не будет способно двигаться со скоростью большей, чем скорость света, поскольку она является единственным пределом.
*Мисс Мафис сделала паузу, чтобы ее ученики ненадолго отдохнули. Они выглядели весьма измученными и уставшими, поэтому, кажется, пора было заканчивать лекцию и с миром (и ворохом домашнего задания) отправлять их восвояси в гостиные или гулять на школьный двор. Тем более, следующее занятие было практическим, а это значило, что им предстоит еще очень много перечитать и повторить.*
- Что ж, я вижу, что многие уже засыпают от такого количества нудной информации по поводу времени. Надеюсь, порадую вас, если скажу, что следующее занятие будет практическим.
*Часть учеников, кажется, чуть оживилась. Профессор же написала на доске домашнее задание и перевела взгляд на студентов:*
- Запишите, пожалуйста, домашнее задание и можете быть свободны.
*Ученики быстро списали задание с доски, распихали болтающиеся свитки пергамента по сумкам и быстро устремились к двери, не задавая никаких дополнительных вопросов. Мисс Мафис весело усмехнулась и, закрыв за последним студентом дверь, принялась приводить кабинет в порядок для будущего практического занятия. Теперь ей оставалось только дожидаться сов учеников с домашними работами.*
Домашняя работа:
Одно из двух заданий на выбор. Смотрите требования к домашним работам (а также критерии оценки) в шапке кабинета. По всем возникшим вопросам – шлите сову (ЛС).
1. На основе СТО попробуйте создать подобную же теорию, актуальную и соответствующую законам магического мира. Также не забудьте объяснить, почему не все положения СТО будут работать в нашем мире, и какие утверждения в корне неверны с точки зрения Темпоральной Магии. В чем еще ошибаются их физики?
2. Расскажите о примерах относительности времени в художественной культуре магглов (фильмах, литературе и пр.). Пример: фильм Интерстеллар, где год на одной планете равнялся семи земным годам. Что вы можете узнать о времени из этих примеров, какие законы существуют в этих произведениях культуры, как они отличаются от общепринятых законов маггловской физики и Темпоральной Магии?
Срок сдачи: до 12 сентября, 23.59 по мск.
Максимальное количество баллов: 60