*Дверь кабинета открылась, пропуская буквально вплывшую внутрь гриффиндорку. Она шла на свою первую в жизни лекцию, проводимую ею самой в очень странном состоянии. Последние события, произошедшие в её жизни, тяготили и нагоняли тоску, одолженная волшебная палочка – неуверенность, а предстоящая лекция – страх.
Прикрыв дверь кабинета, она несколько раз обошла его, прошлась по лаборантской. Всё было в точности так, как она заказывала, объясняя эльфам поставленную перед ними задачу. На первой парте в несколько стопок были разложены учебники.
Сайленс вытащила из сумки принесённые с собой вещи – несколько перьев, пергамент, журнал, пару книг. На рабочий стол выложила свой инвентарь, которому теперь предстояло оставаться в этом месте.
Надо совладать с собой. Она уже давно умела это – с тех пор, как начала изучать Зельеварение, ведь эта наука требовала контроля над чувствами.
Получилось.
Вытащив палочку Нины, она направила её на стопки с учебниками и, сосредоточившись, повела ей. Книги, повиновавшись, поднялись в воздух и разлетелись по одной на каждую парту.
Как раз в этот момент раздался звон колокола. Сайл улыбнулась, облегчённая, и, взяв последний оставшийся учебник себе, присела на край рабочего стола, ожидая учеников, которые вскоре начали заполнять кабинет. Когда все расселись и успокоились, она начала урок.*
- Добрый день. Меня зовут Сайленс Пауэл, и я – новая ассистентка по Зельеварению. Я много читала про эту чудесную науку, и надеюсь, что освоила её достаточно хорошо, чтобы рассказать о ней вам. Очень постараюсь не нудить с теорией, а давать её только в процессе практики, хотя, на первой лекции ни о какой практике никто, скорее всего, и не мечтает… И правильно делают. Так как первая лекция – на то и вводная, на ней ничего интересного почти не будет. *Сайл глубоко вдохнула. Всё это время она говорила почти не дыша, механически, так как очень волновалась. Но, почувствовав некую покорность класса (возможно, вызванную почти полным отсутствием учеников в Хогвартсе в последнее время), она всё-таки начала настраиваться на определённую волну, вдумываться в слова и говорить от души.*
Меня саму эта тема заинтересовалась сразу же, как я о ней узнала, -*гриффиндорка немного покраснела, решив не добавлять, что знакомство со словом «Зельеварение» у неё было всего лишь несколько месяцев назад*, - Мне очень хотелось бы уметь готовить зелья, и, возможно, самой их составлять. Поэтому, через некоторое время, изучив, как именно это делается, мы с вами попробуем начать «изобретать» свои собственные зелья, основываясь на свойствах ингредиентов.
Ну а сегодняшний урок я, естественно, посвящу даже не чтению рецептов, а теории и технике безопасности.
Лекция 1. Введение. Техника безопасности и рабочий инвентарь.
Техника безопасности и поведение в кабинете зельеварения:
- Не бегать, не есть, быть осторожными с горячими и колющими-режущими предметами.
- Не пробовать на вкус зелья и ингредиенты.
- При приготовлении зелий строго следовать рецепту.
- Не трогать и не менять вещества на полках.
- Не подносить лицо близко к парам, исходящим из котла.
- В случае возникновении проблем, немедленно звать на помощь учителя или присутствующего в классе ассистента.
- Соблюдать чистоту.
- Во время практических работ надевать рабочую мантию, защитные перчатки (их плотность зависит от возможной представляемой опасности ингредиентов), завязывать и убирать длинные волосы.
- Проверять исправность и чистоту инвентаря перед использованием, не использовать негодный инвентарь и посуду.
- Всегда быть в хорошем расположении духа или, по крайней мере, держать себя в руках.
Я надеюсь, что в принципе, особых вопросов нет – всё и так понятно. Объясню только последний пункт, который, возможно, мог показаться формальностью.
Хорошее (или, по крайней мере, адекватное и спокойное) расположение духа во время практических работ – это далеко не моё собственное желание видеть на своих уроках довольных людей, но и важный пунктик в приготовлении зелий. Доказано, что расположение духа человека и его эмоции влияют не только на его здоровье и здоровье окружающих, но и на его магические действия. Это как с готовкой – то, что приготовлено с любовью, всегда вкуснее, только на магических зельях это отражается ещё больше, чем на еде, ведь здесь вы прямым путём задействуете свою энергию, передаваемую через заклинания. А все магические ингредиенты вашего зелья очень хорошо её усваивают и реагируют на неё. Поэтому, пожалуйста, держите себя в руках.
Я очень надеюсь, что всем понятно, что все остальные правила тоже придуманы не просто так, а служат для вашей же безопасности.
Ну вот, с техникой безопасности мы разобрались, теперь перейдём к более интересной части, а именно, к тому, что вам понадобится на этих уроках.
Итак, записываем. Первое, что вам понадобится, если вы решите приготовить зелье – это, конечно же,
котёл.
*Пока ученики писали, Сайленс принесла из угла три котла разных размеров и поставила их «по росту»*.
В котлах мы варим зелья, добавляем ингредиенты. Что важно, в самих котлах мы не экспериментируем и ничего не смешиваем – это делается в колбах, о которых я расскажу позже. В котле же перемешивается только общая масса, только уже конечные ингредиенты и уже полученные смеси (базы) смешиваются друг с другом.
Существует семь видов котлов с разными диаметрами.
1. Котлы диаметром 6 дюймов
2. Котлы диаметром 7,5 дюймов
3. Котлы диаметром 10 дюймов
4. Котлы диаметром 15 дюймов
5. Котлы диаметром 17,5 дюймов
6. Котлы диаметром 23 дюйма
7. Котёл диаметром 30,8 дюймов
В котлах диаметром в 6 дюймов, - *гриффиндорка показала на самый маленьких котёл из принесённых*, - обычно варят быстро портящиеся зелья, часто только на одну порцию, или заготовки. Сложные многокомпонентные зелья в них, естественно, не готовят, так как ингредиенты туда просто не поместятся. Поэтому в таких котелках вы сможете сварить простенькую микстурку или ещё какое-нибудь простое зелье. Нагреваются такие котлы очень быстро, большого огня не требуют. Поэтому, если вам нужно простое зелье в маленьких количествах, такой котелок будет вам как раз по размеру.
Котлы диаметром в 7 с половиной дюймов, - *Сайленс положила руку на средний котёл* – самые часто используемые. Нагреваются они сравнительно быстро, зелья можно сварить как раз в меру, и срок годности у такого зелья, скорее всего, будет нормальный. (На всякий случай хочу уточнить, если выразилась неправильно, срок годности зелья зависит не от размера котла, но обычно ему пропорционален. Так получается, что зелья с коротким сроком годности обычно варят в маленьких количествах, а с бОльшим – в больших. Конечно же, ситуации бывают разными – например, если вам необходимо напоить вашим зельем много людей.)
Котлы диаметром в 10 дюймов, - *кивок в сторону последнего котла*, - используются реже, но, всё же, почаще тех, что будут перечислены дальше. В таких варят сложные многокомпонентные зелья с большим сроком годности в больших количествах.
Вам, в принципе, стоит приобрести котёл диаметром в 7 с половиной дюймов, и на этом можете закончить, но, если хотите, можете обзавестись и маленьким – таким образом вы значительно сократите время при приготовлении простых зелий. Котёл диаметром в 10 дюймов вам не понадобится – если мы и будем готовить такое зелье, то работать будем в группах, котлы я вам раздам сама.
Теперь об остальных котлах. Те, что диаметром в 15 дюймов, обычно используют медики… *Сайленс запнулась и тут же поправилась*, - Колдомедики. Именно им необходимо готовить сложные лекарства в больших количествах. Котлы диаметром в 17,5 дюймов окажутся полезными в случае, если вам необходимо добавить сразу несколько ингредиентов, что невозможно при маленьком размере котла. Котлы диаметром в 23 дюйма – это вообще редкость и существует их всего лишь десять штук. Ну а диаметр 30,8 дюймов – это раритет, существует в единственном экземпляре.
Теперь о материале, из которого будут сделаны ваши котлы.
К слову, котлы бывают медными, оловянными, железными, бронзовыми и чугунными, но мы с вами будем пользоваться железными. Рассказывать о свойствах котлов в зависимости от металла, из которого он сделан, я не буду, так как это станет вашим домашним заданием.
А следующий предмет, который должен входить в стандартный набор зельевара – это, конечно же,
нож.
*Ассистентка оттащила котлы к краю стола и вытащила из коробки в шкафу несколько ножиков*.
С помощью ножей мы производим неполное измельчение ингредиентов или выделение сока из них, подготавливаем их к добавлению в зелье.
Итак, ножи бывают маленькими (до 6 дюймов в длину), средними (от 6 до 10 дюймов в длину) и большими (от 10 дюймов в длину).
Думаю, понятно, что размер ножа прямо пропорционален степени измельчения ингредиента – чем мельче должно быть его состояние, тем нож должен быть меньше. Маленькими ножами мы обычно режем что-нибудь вроде листьев растений, средним уже нарезаем корни, а большим разделываем крупные и грубые предметы – к примеру, рог единорога.
Так же бывают разные лезвия – прямые и фигурные. Разница между ними проста: фигурное лезвие используют, когда необходимо выдавить из ингредиента сок, а прямым – когда этот сок нужно сохранить.
Вам потребуются маленький и средний нож на этих уроках, и для вашего же удобства советую обзавестись разными лезвиями. Сейчас так же, для облегчения жизни зельеваров, были придуманы ножи со сменными лезвиями.
Теперь поговорим о
весах.
*Сайленс принесла из шкафа маленькие весы с прилагающимся комплектом грузиков*.
Хотя… О них, в прочем, и говорить нечего – они классифицируются на два вида: мини и макси. Мини – весы, максимум которых – сто грамм, а макси – больше ста грамм. Вам понадобятся весы мини, а макси есть у нас в кабинете – они побольше, вам будет легче их не таскать.
Следующая необходимая вам вещь – это
флакон.
*Из шкафа, на этот раз с помощью левитации, так как девочка уже устала ходить туда-сюда, была изъята подставка с флаконами*.
Флаконы служат нам для хранения уже приготовленных зелий.
Обычно флаконы имеют вытянутую форму, закрываются пробкой. Бывают они прозрачными и затемнёнными, затемнённые нужны для прихотливых зелий, для хранения которых необходима изоляция от солнечных лучей.
Бывают флаконы разных объёмов – 60 мл, 100 мл, 120 мл и 160 мл.
Вам флаконы не понадобятся – только если вы не собираетесь сами готовить что-нибудь.
Теперь познакомьтесь со
ступкой.
*Из шкафа вылетела деревянная ступка с пестиком.
В ступках мы измельчаем ингредиенты до необходимой стадии.
Обычно ступки делают из дуба, клёна или липы, иногда из камня. В ступках из липы обычно толкут растительные ингредиенты, а дубовых и кленовых – животные.
Ступки классифицируются по размерам: маленькие (не более 7 дюймов в высоту), средние (не более 10 дюймов в высоту) и большие (более 10 дюймов в высоту).
Существует две стадии измельчения: стадия мелкого измельчения (когда ещё просматриваются некоторые элементы) и стадия порошка (полное измельчение).
Вам понадобится два вида средних ступок – для измельчения растительных ингредиентов и животных.
Теперь я расскажу вам о
колбе.
Она нам необходима для смешивания компонентов, приготовления сложных частей зелья и проведения экспериментов.
*На стол приземлилась подставка с колбами*.
Колбы бывают четырёх видов – овальная, круглая, треугольная и прямоугольная. В овальных колбах обычно смешивают ингредиенты, так как они равномерно там распределяются. В круглых обычно проводят эксперименты, треугольные являются универсальными, хотя встречаются редко, а прямоугольные не очень практичны, поэтому их уже давно сняли с производства. Большинство из прямоугольных колб находится в музеях.
Вам, конечно же, было бы проще купить несколько треугольных колб, но, как я уже сказала, достать их тяжело, поэтому лучше обзаведитесь двумя овальными и одной круглой.
*Ученики уже явно устали от урока и нудных перечислений стандартов необходимого инвентаря, поэтому Сайленс решила поскорее закончить урок. На стол из шкафа прилетели подставка с пробирками, несколько ложек и железная миска*.
Я вижу, что вам уже надоело всё это слушать, и надеюсь, что от этих уроков у вас не останется впечатление того, что они скучные, ведь это – вводная лекция, от которой в принципе ничего интересного ожидать не стоит. Поэтому давайте по-быстрому пройдёмся по оставшимся необходимым вещам и разойдёмся.
Итак,
пробирка.
Представляют собой узкие продолговатые сосуды из стекла, затыкаются крышкой. В ни мы ничего не смешиваем – они предназначены исключительно для хранения образцов.
Бывают они 20, 45 и 75 мл в объёме. Приобретите, пожалуйста, небольшой комплект – каждой по две.
Мерная ложка.
Думаю, из названия всё понятно.
Они бывают от 15 до 35 мл, от 40 до 68 мл и от 70 до 85 мл. Вам понадобятся маленькие и средние ложки.
А теперь посмотрите, перед вами
миска.
Она нам необходима для хранения и сбора ингредиентов.
Этот предмет вам не понадобится, но рассказать о нём, всё же, нужно.
Они бывают до 100 мл, до 1 литра, и до 5 литров объёмом.
И… Нет-нет, ещё не всё!
Последняя, очень важная вещь –
Журнал зельевара.
…а о нём я рассказывать ничего не буду, так как вы это сделаете за меня в своём домашнем задании.
Итак, домашнее задание:
1) Расскажите о свойствах котла в зависимости от металла, из которого он сделан. В каких сферах обычно используются такие котлы, как долго могут прослужить? (п.к, о.к. - обязательно) – 30 баллов.
2) Что такое журнал зельевара? Что в него записывается и как он устроен? Как вы считаете, является ли он необходимым любому, кто занимается зельеварением, или не профессионалам можно обойтись и без него? (о.к. – обязательно, п.к. – по желанию) – 30 баллов.
3) Я почти ничего не рассказала о миске зельевара. Почему при сборе и хранении ингредиентов необходимо использовать именно её, а не, скажем, сумку? На что влияет размер миски (разумеется, помимо количества вмещаемых в неё ингредиентов). (о.к. – по желанию) – 20 баллов.
Работы принимаются до 26 сентября включительно.
Как видите, за ваше домашнее задание вы можете получить очень неплохие баллы. Это в благодарность за выдержку длинной и нудной вводной лекции. Заберите, пожалуйста, с парт учебники – в них вы можете найти полезную информацию.
А в поисках ответов советую прочесать старые записи предыдущих преподавателей.
*С этими словами Сайленс закончила урок. Ученики начали расходиться, а она отходила от этих странных ощущений. Очень непривычно, когда тебя вот так вот слушают и записывают слова. Но в целом, всё прошло хорошо. Хотя, это только первая лекция…
Сайл присела за учительский стол, переписав себе домашнее задание с доски, и по-быстрому набросала сама ответы, чтобы потом было легче проверять.
После этого она разложила все вещи, взятые для демонстрации, по местам, и вышла из кабинета.*