*За всеми заботами, каникулами, самостоятельностями и контрольной уже заканчивался февраль, когда Максимилиан наконец понял, что ребята давно созрели до обещанной практики. Весь прошедший год он читал замечательные работы на эту тему, но некоторые студенты с хорошими набросками своих заклинаний успели уйти, другие просто перестали писать, и поэтому начало практических занятий, считал профессор, должно было подогреть интерес к такой интересной отрасли магической деятельности, как изобретательство.
Учеников, допущенных до первой практической лекции, он встречал у входа в кабинет, но указывал им не на парты, а на большой разостланный в центре кабинета ковер. В центре ковра стоял… кальян.*
- Добрый день, дорогие студенты! Сегодня мы наконец начинаем практические занятия, и думаю, вы несколько заинтригованы такой восточной обстановкой...
- Мы будем курить кальян? -
*скептически спросил подросток со Слизерина.*
- Если хотите вылететь из Хогвартса, то да, -
*серьезно ответил Макс, закрывая дверь за последним входящим учеником*. - Но никакого кальяна я здесь не вижу.
- Как же, а это…
- Это не кальян, -
*мягко, но уверенно произнес профессор, усаживаясь на ковер, как и большинство, по-турецки - впрочем, кто-то поджал под себя ноги, а кто-то даже полулег.*
- А…
- Это не кальян, -
*повторил профессор и поднял руку, призывая класс к тишине - некоторые уже начали перешептываться.* - Еще Энтони Чеков сказал, что если на ковре стоит кальян, он должен задымить. Но он задымит в свое время, даже не будучи кальяном.
А сегодня тема нашей лекции -
ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Не знаю, как вы будете записывать, но постарайтесь отмечать некоторые моменты хотя бы тезисно. Или просто запоминайте.
Итак, экспериментаторская деятельность, как мы знаем, развивается уже много веков, и несколько веков - даже под контролем правительственных органов. Но до сих пор мы не начинали обсуждать, какие сложности возникают в работе экспериментатора. Судя по вашим работам и сложным темам, которые вы все выбрали, - сложным, но очень интересным! - вы до сих пор не вполне представляете то, с чем вам предстоит столкнуться.
А столкнуться вам придется вот с чем. Во-первых, помните нашу вторую лекцию? Когда я рассказывал вам о переходе от жезлов к палочкам. Причины этого перехода не напомните?..
- Там было что-то связано со стандартизацией… -
*неуверенно предположили постоянные посетители.*
- Угу, именно. До этого всяк был на все горазд, и более-менее к стандартизованным артефактам для упрощения чародейства подошли только в Египте - помните, жреческие жезлы. Но творить ими магию было не очень удобно, и именно на этом противоречии сделал бизнес основатель семьи Олливандеров. Правда, когда бизнес стал расширяться, Олливандеры начали использовать в палочках все более и более разнообразную древесину, различные магические ядра, а их подражатели, не знавшие секрета фирмы, тем более варьировали все эти параметры. В конце концов мастера волшебных палочек выяснили: у каждой древесины и у каждого ядра есть свой характер, что какие-то палочки более склонны к трансфигурации, какие-то - к Тёмным искусствам, а еще появилось множество предрассудков на эту тему, которые было сложно отличить от правды… В общем, первую проблему, вставшую перед изобретателями заклинаний, можно сформулировать так:
1. Необходимо, чтобы результат применения заклинаний был одинаков при использовании любой палочки.
Это вы сейчас хихикаете, потому что знаете, что какой палочкой ни взмахни и не скажи “Люмос”, загорится огонек. А когда-то маги не были уверены и в этом. Если не так взмахнуть особо своевольной палочкой, ее магическая энергия может и вовсе обратиться против хозяина.
Продумав заранее невербальную формулу, маги вынуждены были вносить в нее поправки - для каждой конкретной комбинации древесины и ядра, которые вели себя не так, как ожидается. Сглаживали движения или наоборот, делали их более резкими; увеличивали число успокаивающих вращений для буйных палочек, сокращали их для лениво-расслабленных. А потом проверяли, чтобы новая вербальная формула работала и на ранее проверенных экземплярах. В итоге кое-как, с трудом, находилась золотая середина: и, хотя палочки действительно оставались более склонными к той или иной области магии, маг мог быть уверен, что, если он правильно выучил и выполнил чары, палочка не взорвется в его руках и никто не будет насмерть проклят. -
*Бармс обвел глазами притихших при последних словах ребят.* - Ну да, как-то так.
А из последнего сам собой выводится следующий пункт -
2. Необходимо обеспечить безопасность экспериментатора при работе над заклинанием.
Может быть, вы знаете, что и в наше время происходят несчастные случаи с экспериментаторами. Например, так погибла мама знаменитой Полумны Лавгуд - у нее случилась ошибка с одним из заклинаний. И это при том, что в наше время существует множество способов эту самую безопасность обеспечить - но, видимо, или человек был слишком самоуверен, или проверка была произведена с ошибками.
А теперь представьте себе, в каких количествах заклинатели гибли в те времена, когда способов защититься еще не было. Конечно, гибли не все, кто-то просто навсегда приобретал какие-либо уродства или дурацкие привычки, вроде подпрыгивания на одной ноге или заикания.
И лишь в XVIII-XIX веках волшебники заметили изобретенный в Индии кальян. Маглы и волшебники пристрастились к восточной манере курения, и в дыму
[роскомнадзор] и
[роскомнадзор] им мерещились яркие и чудесные образы. Тогда волшебники подумали: а если и правда испытывать заклинания не наяву, а в какой-то отдельной реальности, в которой будут действовать все те же законы материального мира и магии, но при этом все будет понарошку, не по-настоящему?
И в результате сегодня я с гордостью представляю вам имаджинатор. -
*Макс действительно гордо протянул руку в сторону “кальяна”.*
На самом деле еще полгода назад его на своем занятии собирался показать вам мистер Райс. Мы вместе оформляли заказ в Министерство - в Британии всего пара десятков штук, и большинство используются в реальной работе Отдела Тайн и Сектора разработки заклинаний, но, к сожалению, бюрократическая машина предоставила нам списанный образец только сейчас, зато в полное и безраздельное пользование.
Курить с помощью имаджинатора у вас не получится, да и вообще курить - это очень вредно, запомните. Волшебники взяли только сам принцип. Если я постучу волшебной палочкой по его верхушке, вот так… -
*Макс три раза стукнул по имаджинатору, и из отверстия, к которому в нормальном кальяне крепится трубка с мундштуком, сразу повалил густой розовый дым.* - то имаджинатор создаст в помещении, в котором находится, ту виртуальную реальность, которая вам необходима. А точнее, ту, которую вы воображали себе, когда стучали палочкой по нему.
*В это время розовый дым стал рассеиваться, превратившись не в густые клубы, а просто в тонкую розовую дымку, едва заметный туман. Посреди комнаты завис, соткавшись из таявших клубов дыма, деревянный куб с ребром около фута из какой-то темной породы дерева. При этом вся прочая обстановка - парты, ковер, ученики, профессор, книжки - осталась нетронутой.*
- Вот видите, как это работает. Имаджинатор дополняет реальность теми объектами, которые вам нужны для экспериментов. Я могу превратить этот куб в пирамиду, -
*Макс взмахнул палочкой, накладывая трансфигурационное заклинание, и куб действительно изменил форму.* - Я могу снять с него заклинание левитации, которое якобы на него наложено, то есть вы можете создавать объекты уже заколдованными для тестирования контрзаклятий. -
*Финита Инкантатем, и пирамида с явственно слышным глухим стуком упала между учениками на ковер.* - Я могу кинуть эту пирамиду в любого из вас, -
*Профессор поднял геометрическую фигуру - внимательный ученик мог бы заметить, что пальцы профессора иногда проходят сквозь пирамиду, но в целом она довольно натурально изменяет свое положение в пространстве под действиями Бармса. Макс прицелился в голову ближайшего подготовишки, который зазевался и не успел увернуться… И тут пирамида, едва коснувшись уха студента (и слегка пройдя сквозь него), испарилась гигантским клубом красного дыма, взлетевшего вверх, как ядерный гриб. Розовая дымка, затянувшая всю комнату, медленно растаяла.*
Имаджинатор просчитывает все магические потоки и физические воздействия, которые оказываются на воображаемые тела и которые воображаемые тела оказывают на окружающие предметы, -
*объяснил профессор.* - И, поскольку основное предназначение имаджинатора - безопасность, он фиксирует любые попытки разрушения реальности или причинения вреда людям. Если он замечает такую попытку, виртуальная реальность вокруг него уничтожается. Давайте еще покажу.
*Макс быстро постучал по прибору, и комнату - уже гораздо быстрее - заволокло дымом, ставшим дымкой, но никаких дополнений к реальности не появилось. Макс взмахнул палочкой:* - Акцио, учебник по заклинаниям! -
*и на окне взорвался желтый “ядерный гриб”, поднявшийся над одной из книжек.*
- Имаджинатор не только просчитывает, но и перехватывает все магические потоки, чтобы пропустить их через себя и произвести нужные манипуляции над воображаемыми объектами, -
*пояснил Бармс.* - Поэтому он уже не сможет позволить этой магической энергии быть направленной на действие над реальным предметом. Вы не сможете сделать ничего с реальными предметами в комнате, в которой экспериментируете. Вы сможете передвинуть стол руками, но не сможете приманить даже перышко магией. Вместо этого прибор предупредит вас, над каким предметом вы пытались произвести действие. Это тоже бывает полезно, если изобретаемое вами заклинание подействовало не на то, на что вы хотели, и вы сразу это увидите.
Как вы уже догадались, имаджинатор работает в основном с параметризуемыми заклинаниями, но, например, вы можете вообразить себе дементора и практиковаться с его помощью в заклинании Патронуса. И, наконец, у имаджинатора есть еще одно полезное применение.
*Розовая дымка никуда не исчезала, значит, имаджинатор не прекращал работать; но тем не менее, Макс еще раз постучал по нему палочкой - сначала сверху, а затем по клапану, из которого вылетал дым. На столе появился маленький крысеныш, сильно смахивавший на питомца одного из бывших учеников Гриффиндора. Он встал на задние лапки, поджав передние, и стал к чему-то принюхиваться, но Макс навел на него палочку… Розовую дымку прочертили зеленые клубы дыма, вырвавшиеся из палочки. Такие треки оставляют элементарные частицы в камере Вильсона… или самолеты магглов в воздухе, выпуская цветной дым. Столкнувшись с крысенышем, зеленая струя дыма окутала его, и зверек начал быстро увеличиваться в размерах. Вместе с ним увеличивалось и зеленое облачко.*
- Это действует заклинание Энгорджио, причем действует, заметьте, замедленно, -
*крикнул Бармс.* - Кто там рядом, один раз ударьте по имаджинатору палочкой! Не несколько!
*Просьбу профессора выполнили, и в это же мгновение зеленый дым исчез, явив свету незаконченное превращение. Туловище крысеныша уже увеличилось, но лапы оставались непропорционально короткими. Голова была чуть меньше положенного размера, а хвост стыдливо извивался.*
- Имаджинатор умеет прерывать магические действия над воображаемыми объектами, чтобы показывать состояния интермедиатов - о них рассказывал профессор МакГонагалл в одной из своих лекций по Трансфигурации, но нас в заклинаниях это мало интересует. При этом прибор еще и показывает магические потоки - например, вы видели, что все время превращения из моей палочки исходила магическая энергия, пока превращение не прервалось. Если вам нужно, имаджинатор покажет процесс замедленно, чтобы вам удобнее было пронаблюдать за ним и прервать, если потребуется.
Универсальный артефакт, не правда ли? -
*Макс в последний раз постучал палочкой по прибору, и розовая дымка вместе с крысой-мутантом медленно растаяла.* - Он будет вашим домашним заданием, так что еще успеете с ним наиграться. Главное - стуча по нему, четко представляйте себе, что именно вам нужно. Три постукивания задают новую реальность, одно - отменяет.
Кроме того, для более мелких задач еще до имаджинатора изобрели разнообразные тестовые заклинания. Так или иначе в конструкции имаджинатора эти заклинания были использованы, но их вы можете использовать и по отдельности. Их отличие от имаджинатора заключается в том, что они работают уже с реальными объектами. И их применение, хоть исторически они были изобретены и раньше, желательно все же оставить на потом, когда заклинание уже проверено с помощью виртуальной среды.
- Трассировочное заклинание
Позволяет увидеть потоки магической энергии в виде струек дыма.
Вербальная формула: Iterenergio (итэрэнЭргио), от iter - путь + energia - энергия.
Невербальная формула: своей нет (!), соответствует исследуемому заклинанию.
Применение: процесс наложения заклинания соответствует наложению исследуемого заклинания. После слова “итэрэнЭргио” произносится вербальная формула вашего заклинания, затем - при необходимости - его параметры. Выполнение невербальной формулы начинается с произнесения исследуемого заклинания. Например, “Итэрэнэргио акцио пончик” и взмах палочкой заставят пончик прилететь к вам на зеленом облачке, соединенном с вашей палочкой тонкой струйкой дыма.
Для чего применяется: для контроля правильности выбора цели в вербально-параметризуемых заклинаниях, для контроля бесполезного рассеивания энергии и т.д.
Предохранитель Карамидова
Направляет всю излишнюю магическую энергию, пошедшую вбок от основной задачи, на создание клубов красного дыма. Чем больше лишней энергии, тем интенсивнее дым. Карамидов - болгарский исследователь XIX века.
Вербальная формула: Nimis nequidus (нИмис неквИдус), от лат. ne quid nimis - не допускать чрезмерного.
Невербальная формула: две окружности по часовой стрелке, начинающиеся на каждый ударный слог, затем - формула исследуемого заклинания.
Применение: аналогично Трассировочному заклинанию. Вербальным параметром является исследуемое заклинание с его параметрами.
Для чего применяется: контроль опасных утечек магической энергии, собственная безопасность экспериментатора (защита от взрывов и обратных срабатываний волшебной палочки).
Остальные заклинания вам пока не понадобятся, но мы будем осваивать их по мере прохождения практической части курса. Я уверен, до следующего занятия вам вполне хватит впечатлений от имаджинатора -тем более что домашнее задание будет вот каким:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.
Для п/к и о/к: поведайте печальный случай из истории экспериментальной магии, который покажет нам, что проверять свои задумки на практике надо осторожно. Самая слезоточивая история будет опубликована в кабинете за 5 дополнительных баллов ЛР. - 30 баллов, ¾ свитка.
2.
Для п/к и о/к: Нарисовать плакат / придумать мнемонимическое правило / сочинить три лозунга / написать четверостишие
на выбор, кто в чем силен. Все это должно пропагандировать технику безопасности на занятиях по заклинаниям или указывать, что нужно сделать для ее обеспечения. Лучшие работы украсят кабинет за 5 дополнительных баллов ЛР. - 15 баллов.
3.
Только о/к: Попытаться выполнить с помощью имаджинатора любое из известных доступных вам заклинаний (кроме простейших - Люмос не подойдёт). В чём отличия от непосредственного наложения заклинания? Это задание выполняется непосредственно в кабинете за 30 баллов, объем не указываю.
Напоминаю, что к третьему заданию не допускаются лица, не получившие зачет по первому заданию контрольной. Чтобы получить зачет, можно пройти устное или иное собеседование с профессором, для этого я жду ваших личных сов. Самовольное выполнение задания может послужить причиной моего неудовольствия.
Спасибо, на этом занятие окончено!
Работы жду
до 5 марта включительно.
Отсрочки можно просить за три часа до срока сдачи, рекомендации к работам - в кабинете. А по любым вопросам я, как всегда, рад вашим письмам.