- Добрый день, добрый день! -
*как обычно, голос входящего в класс Бармса звенел оптимизмом, несмотря на полный класс обращенных к нему хмурых и измученных лиц, ожидающих очередную заумь.* - Сегодня мы продолжаем разговор о вещах, так или иначе связанных с наложением заклинаний. Мы поговорили о том, без чего мы можем обойтись, сегодня разговор пойдет о том, без чего мы обойтись не можем никак.
Важнейшие аспекты заклинаний. Магическая сила. Магическая энергия.
Что такое энергия? По Аристотелю, которого мы все очень любим, это
“действие” или
“действительность” (сравните с определением заклинания:
“...это особое сочетание вербальных, невербальных и ментальных характеристик, которые в совокупности ведут к действительному изменению реальности”).
В маггловском представлении, слово
“энергия” с тех пор поменяло свое значение и стало обозначать
“способность физического тела совершать работу”. Скажем, если яблоко может упасть с дерева, то есть совершить работу по своему перемещению с ветки на землю, оно обладает определенной
потенциальной энергией. Если тело может двигаться, оно тоже обладает энергией (
кинетической) и так далее. Работа тоже определяется через перемещение: она зависит от приложенной силы и расстояния, на которое тело переместилось. Работа численно равна затраченной на перемещение энергии, если не учитывать всевозможные потери.
Это - то, о чем знают магглы. Что говорят маги?
К сожалению, в наших с ними терминах сразу обнаруживаются различия. Для нас
магическая сила - это маггловская энергия, то есть способность волшебника совершать магические преобразования действительности. А
магическая энергия - это работа, то есть тот объём собственных сил, которые волшебник направляет на волшебство.
Видите? Понимание, разница в терминах - казалось бы, разница непреодолима. Однако, маггловское понимание энергии и работы является ключом к пониманию энергии магической, ибо законы природы одинаковы везде, как их ни назови. Потому что затраты энергии напрямую зависят от объёма и сложности эффекта того заклинания, которое мы творим. Вы легко поднимете в воздух перышко, но чтобы левитировать огромный камень, потребуется собрать несколько волшебников.
Из этого мы получаем следующий вывод - ни для кого не должно быть секретом, что наши с вами магические силы ограничены. Я и сам некоторое время назад испытал это на себе в полной мере, -
*профессор удержался от потирания синяка, который он заработал при падении с башни Рейвенкло.* - Несмотря на то, что наши с вами силами постепенно восстанавливаются после каждого применения, несмотря на то, что мир возвращает нам ту магическую энергию, которую мы выплеснули в него, преобразовывая окружающую среду, в каждый момент времени мы обладаем достаточно ограниченными запасами сил и должны рассчитывать их соответственно.
Как “тратится” магическая энергия?
Здесь я вынужден отослать вас к одной из своих
прошлых лекций (о контрзаклятиях), которую я считаю исключительно важной для понимания всего курса заклинаний в целом.
Важно почувствовать разницу в
различных типах заклинаний и в том, как они действуют на мир:
- заклинания, наложение которых происходит мгновенно - магическая энергия волшебника единовременно направляется на преобразование действительности и сразу же прекращает своё действие. К таким заклинаниям, в частности, относится большинство боевых (Экспеллиармус, Ступефай, Петрификус Тоталус), многие трансфигурационные, индикационные и множество других.
Основной смысл - это мгновенный эффект. Или вы мгновенно поразили своего противника, или вы мгновенно создали или преобразовали некий объект. В любом случае, после этого действия вы больше не тратите свои силы на поддержание чар - действие завершилось.
Посмотрите на схему - здесь результат некоего мгновенного заклинания, например, Катено, отменяется спустя какое-то время противоположным заклинанием, контрзаклинанием, также мгновенным (Эванеско).
- заклинания, действие которых необходимо поддерживать - магическая энергия волшебника тратится все время, пока заклинание не снято.
К таким долговременным заклинаниям относятся, например, Империус и Круциатус, заклинание Таранталлегра, из более мирных - Агуаменти и Дилювиум, из самых приятных - заклинание Патронуса. Всё то время, пока вы пользуетесь эффектом от заклинания, пока вы поддерживаете его действие, ваши силы истощаются - и, если не рассчитать их, вы можете даже пострадать… но об этом позже.
Например, заклинание Таранталлегра снимается универсальным контрзаклинанием Финита, или Финита Инкантатем, но бывают и специализированные контрзаклятия для конкретных случаев.
- заклинания, действие которых после наложения поддерживается за счет магополя Земли, а не волшебника - вариация предыдущего, сложные чары, которые вы можете пока пропустить: Губрайтов огонь, некоторые защитные чары, Непреложный обет и т.д.
Давайте договоримся, что заклинания первого типа мы будем называть
мгновенными, а второго -
протяжёнными.
Волшебник не может наложить
мгновенное заклинание, которое требует магической энергии больше, чем имеется в распоряжении мага. Поскольку, как мы выяснили, магическая энергия не принадлежит лично волшебнику, а черпается им и восполняется, так сказать, из окружающей среды, то его сила (она же "уровень доступа") определяется множеством параметров, среди которых основные - это возраст, опыт и талант. Немного увеличить объем доступной магической силы помогают носимые артефакты и нерукотворные магические предметы - например,
корень женьшеня.
Другими словами, уровень магической энергии в волшебнике можно описать как функцию множества переменных:
где a - age - возраст, e - experience - опыт, t - talent - талант, ψ - психическое состояние и так далее. Сразу оговорюсь, что в реальной жизни в этой функции должно быть больше параметров, так как на магическую силу влияют такие аспекты, как: настроение, болезнь, условия окружающей среды. Обратите внимание, что сила заклинания S должна быть строго меньше объема доступной волшебнику магической энергии E.
Вот почему школьники, как правило, не могут успешно осуществить (к счастью) заклятие Смерти или что-то такого же уровня - они просто не обладают разовым доступом к такому объему магической энергии, чтобы это сделать.
Если же волшебник накладывает
протяженное заклинание, то для поддержания эффекта его силы должны восполняться быстрее, чем убывает затрачиваемая на заклинание энергия - или, по крайней мере, их должно хватить на время действия заклинания.
В лучшем случае, должно соблюдаться неравенство
где s(τ) - функция затрат магической энергии на осуществление заклинания, зависимая от времени;
- функция восстановления магических сил волшебника, зависимая от тех же параметров, что и общий магический объем, плюс время τ.
Протяжённые заклинания даже одного уровня могут требовать разных силовых затрат. Например, я уже приводил в пример заклинание Левитации, которое может зависит от величины транспортируемой массы. Или заклятие Щита, которое у школьника получается одной силы, а у аврора - другой. Тем не менее, несмотря на то, что волшебники накладывают заклинания разной силы в зависимости от своего таланта, у каждого заклятия есть свой уровень "
насыщения" - такая сила, которую не может превысить даже великий волшебник. Даже Тёмный Лорд, один из сильнейших магов в истории, не мог бы взорвать древнюю стену заклинанием Редукто - для этого ему пришлось бы брать заклинания помощнее, как минимум, Бомбарда Максима.
Если же по какой-то причине вы “превысили” лимит собственных сил, заклинание прекратит свое действие само; но уже при приближении к этому порогу вы почувствуете некую дурноту и глобальный упадок сил. Нахождение в этом состоянии может вызвать истерику, тремор рук, повышенную эмоциональность и нервный тик; длительное пребывание в этом состоянии провоцирует серьезные нервные болезни. Это состояние -
магическое истощение, когда волшебник, всю жизнь находящийся в гармонии со своими магическими силами, вдруг чувствует себя лишенным их - и от этого теряет душевное равновесие. Лучшим не-магическим восстановителем сил в этом случае считается шоколад; более специализированную помощь оказывают общеукрепляющие зелья - настой руты, Рябиновый отвар, Укрепляющий раствор, Золотой напиток.
Как рассчитать, сколько магической энергии мы тратим?
Самый интересный (лично для меня) вопрос лекции.
Как вы понимаете, такие понятия, как “опыт” и “талант”, не говоря уже о “настроении” и “здоровье”, очень трудно поддаются формализации - хотя такие попытки и предпринимались. Поэтому сложно вывести такую формулу, которая позволила бы точно подсчитать магическую силу каждого здесь присутствующего. Однако, если этот путь для нас закрыт, остается другой - экспериментальный.
Еще средневековые экспериментаторы заметили, что, если очень быстро накладывать много однотипных (как правило, моментальных) заклинаний подряд, то можно примерно посчитать, сколько действий удастся совершить до характерных признаков истощения. То есть, объем магической энергии волшебника E равен произведению силы заклинания S на количество таких заклинаний n:
Это первое приближение не учитывало, конечно, восполнения сил, а потому было весьма условно. К тому же, волшебники столкнулись с тем, что даже при невербальном произнесении заклинаний были ограничены в скорости их наложения - а значит, не могли полностью избавиться от этой погрешности, вызванной постоянным восполнением сил. Тем не менее, это уже было что-то… и встал вопрос о единицах измерения и шкалах.
Как вы знаете, в Средневековье не было единых средств и единиц измерения. Мерили всем: например, расстоянием от кончика носа короля до кончика среднего пальца вытянутой в сторону руки… чего вы смеетесь? Это ярд, между прочим! А дюймы, а футы? Я до сих пор задаю вам сочинения, чья длина измеряется в этих прекрасных единицах, основанных на шагах и пальцах… которые были стандартизированы лишь в прошлом веке и получили название имперских. Между прочим, паб “Кабанья голова” был назван в честь
хогсхеда - меры объема и веса, получившейся из распространённого бочонка размером с голову кабана.
Примерно так же рассуждали и первые экспериментаторы в области единиц измерения магической силы.
Эбенезер Наивный считал, что обладает магической силой, равной ста хогсхедам
[~24 кубических метра] - именно такой объем воды, не прерываясь, он мог исторгнуть из палочки заклинанием Дилювиум.
Вернон Эдсгер ввел - и я очень надеюсь, что он шутил - единицу измерения
“кошко-курицы”: сколько раз волшебник непрерывно может превратить кошку в курицу и обратно. Дело в том, что это по-своему разумный подход: в качестве эталонных
желательно брать сложные заклинания, требующие серьезного магического искусства - чтобы быстрее достичь предела своих сил.
Очень быстро оказалось, что эти измерения ничего, кроме забавы, не дают - пару столетий волшебники мерились кошко-курицами, создавая по единице измерения на каждое заклинание, но, во-первых, они не могли сравнивать заклинания между собой (не было универсальной шкалы), а во-вторых, даже одно и то же заклинание у разных волшебников может получаться сильнее либо слабее в зависимости от обстоятельств. Лучший пример здесь - Патронус, который очень легко создать в светлой комнате и совершенно другое дело - в присутствии дементора.
Павсаний Смирнский предположил, что если взять двух волшебников разной магической силы и предложить им осуществлять одинаковые заклинания, то из результатов эксперимента можно вывести
пропорцию: силы волшебников относятся друг к другу так, как относится друг к другу количество одинаковых заклинаний, которые эти волшебники могут выполнить до наступления истощения.
То есть, если и нельзя выявить какую-то универсальную шкалу, можно выявить относительную - и сравнивать волшебников хотя бы между собой. На практике оказалось, что равенство получается не идеальным, да и разные волшебники по-разному предрасположены к определённым типам магии - у кого-то лучше получается трансфигурация, у кого-то боевые заклятия. Но эти расхождения назвали погрешностью измерений и в качестве итогового коэффициента решили принимать среднее (арифметическое) опытов с разными заклинаниями.
А если можно сравнивать волшебников между собой, почему бы не сравнить их… с артефактами? Нет-нет, -
*поправился Бармс*, - не надо воспринимать эту фразу уничижительно для людей. Просто артефакт - это нечто, чьи параметры должны быть идеальны и неизменны. То есть - эталонны. Так начинается
эталонная эпоха в деле магической метрологии.
Сначала маги создали артефакт, который умел превращать в лед ровно один кубический метр воды (это всё французы с их метрической системой). Потом оказалось, что это не очень-то далеко и ушло от экспериментов Эбенезера Наивного, и эталон здесь вовсе не нужен - можно сразу мерить силу волшебников в кубометрах воды, которые они могут превратить в лед за один раз. Новизна идеи состояла лишь в том, что мага впервые сравнили с магическим же объектом, обладающим такой же магической силой, а не с каким-то безликим хогсхедом.
(Кстати, этот ненужный кусок металла потом подсунули магглам в качестве эталона килограмма - в прошлом году они совсем отказались от его использования, так что, вероятно, скоро его просто выбросят.)
Затем придумали эталон для боевых заклинаний. Другой предмет заколдовали так, что он мог сам создавать вокруг себя Щитовые чары, и стали бомбардировать его различными заклинаниями. Защиту удалось пробить восемью одновременными залпами Ступефая, пятью - Петрификуса, ещё какими-то другими заклинаниями. Этот способ измерения обладал сразу несколькими
достоинствами:
- Щитовые чары - это протяжённое заклинание, затраты энергии на осуществление которого пропорциональны энергии, переносимой атакующим заклинанием. Проще говоря: сила противодействия равна силе действия, если перефразировать известный вам закон, но при этом не больше определенного уровня (насыщения, о котором мы говорили ранее). Чем более сильное заклинание пытается отразить маг или артефакт, тем больше сил он будет тратить сам.
- Артефакт можно заколдовать так, чтобы он отслеживал собственный заряд магии. А значит, мы имеем уже не просто относительное сравнение двух заклинаний, а - некую шкалу, проградуированную от нуля до максимального значения, которое способно отразить Протего. Как только артефакт замечает отток от себя значительных магических сил (ушедших на противодействие прилетевшему заклинанию), он может на это отреагировать различными сигналами для наблюдателя.
- Наконец, в отличие от человеческих, действие чар артефакта практически неизменно и не зависит ни от приливов настроения, ни от самочувствия.
Очевидный
недостаток - это работает только для некоторых боевых заклинаний, и то не всех - лишь тех, которые не превышают своей мощью мощь стандартного Щита.
Однако это уже было что-то, и встал следующий вопрос - как проградуировать шкалу. В названии сошлись быстро -
градусы (в них что только не измеряется - и температура, и величина угла, и крепость алкоголя; а всё потому, что gradus по-латыни - это ступень).
А вот в количестве градусов выявились разномыслия. По
шкале Барберини, за максимальное значение приняты сто градусов.
Альбрехт Леманн тоже остановился на ста градусах, но взял более сильную вариацию Протего - Протего Максима, в результате сто градусов Барберини стали соответствовать где-то 64,38 градусам Леманна, что оказалось очень неудобным. Французы, как обычно, махнули на всех рукой и ввели восьмидесятиградусную шкалу (привет Реомюру). Ну и так далее.
Нельзя сказать, что какая-то шкала является сейчас стандартной. Как я попытался вам показать, все эти измерения - вещь очень условная и во многом надуманная. Да и в целом, нужная ли?
Я бы сказал, что нужная только для ранжирования - знание соотношения мощи заклинаний необходимо для составления учебных планов. Нельзя давать слишком сложные заклинания на младших курсах. Раньше полагались на педагогическое чутьё и опыт, но что было хорошо для пятнадцатого века, зачастую осуждается в двадцать первом.
Лично мне было бы очень интересно узнать, каким объемом сил владею я, и сравнить с теми заклинаниями, которые я пытаюсь применять. И если бы я знал, что я могу осуществить какое-то заклинание, потому что я знаю его, но мне лучше не делать этого из-за недостатка сил - я бы вел себя гораздо осмотрительнее.
Я предлагаю вам самим порассуждать над этим вопросом в ваших домашних работах:
1. Магическая метрология - наука или игра? (Эссе, 1 свиток) - до 30 баллов.
либо
1. Какие заклинания проще научиться накладывать - мгновенные или протяжённые? (Эссе, 1 свиток) - до 30 баллов.
(одно теоретическое задание на выбор.)
И, по-традиции, практика! Для практики мне нужно, чтобы вы разбились между собой на пары, и пожалуйста - разного возраста.
2. Воспользуйтесь предложенными на лекции способами измерения своей магической силы. Найдите отношение сил в каждой паре. - до 30 баллов.
Вы можете использовать любые способы, описанные в лекции, но как мы помним, для лучшей точности нужно провести как минимум два или три опыта с разными заклинаниями (вообще-то - больше, но мы ограничены по времени).
Напоминаю правила поведения в кабинете: не колдуем друг на друга, соблюдаем правила поведения, взаимного сотрудничества и общей безопасности. Если вам нужен артефакт-измеритель для боевых заклинаний, я могу дать вам один, проградуированный по Барберини.
И, конечно, вы можете задавать вопросы и высказывать пожелания - как лично, так и в кабинете.
Работаем
до 1 апреля! Всем удачи. Не забываем о формальных требованиях к домашней работе: она должна содержать шапку (имя, факультет, курс, название лекции). Например:
Максимилиан Бармс
Рейвенкло, VI курс
Важнейшие аспекты заклинаний. Магическая сила. Магическая энергия.
1 свиток примерно равен 1 машинописной странице А4 со стандартными полями, набранной шрифтом с засечками размером 12 пунктов, с интервалом 1,15. Разумеется, я не выверяю по миллиметрам ровно такой объем, это лишь примерный ориентир.
За неоценимую помощь в виде вычитки и рецензирования первой редакции этой лекции, уместные замечания (объем которых, кстати, сравнился с объемом лекции), мистеру Джеймсу Тэйлору выражается нижайший респект и скромные 30 баллов в его личный рейтинг, от которых он пытался отказаться.
В связи с решением Учительской коллегии, буду благодарен, если вы пришлете мне с работой (если готовы высказать мнение открыто) или Школьной совой (если хотите сохранить анонимность) краткую обратную связь в виде оценки по десятибалльной шкале по каждому пункту:
- Насколько интересной вам показалась лекция?
- Насколько лекция оказалась ясна и доступна для вашего понимания?
- Насколько интересными вам показались задания, теоретическое и практическое?
- Насколько вы согласны с тезисами, высказанными в лекции?
- Насколько эта лекция нужна в курсе заклинаний?
А также любые ваши замечания к лекции.