Барс писал(а):Курсовая работа
по магическим артефактам
на тему:
«Артефакты Эльфов: не только луки и стрелы»
студента VI курса факультета Рейвенкло
Максимилиана Бармса
Введение
Очень часто среди людей несведущих в магических артефактах встречается точка зрения о том, что эльфы знамениты лишь своими луками и стрелами (это при условии, что человек говорит не об эльфах-домовиках). Лишь изредка чуть более образованные прибавляют, что эльфы умели и умеют ковать и мечи.
Зацикленность на древнем оружии, видимо, обусловлена повальным увлечением низкопробной беллетристикой для младшего магического поколения и тем более для магглов. Эльфы – одна из величайших магических рас; их легенды говорят, что сами люди учились у них и пользовались их изобретениями. Среди этих изобретений были и мечи, и луки, и драгоценности, и сплавы, и другие предметы, обладавшие магической силой. Кое-что научились изготавливать и люди, но основные секреты своего мастерства эльфы держали и держат при себе. Бывали среди них и такие великие мастера, которые даже собратьям-эльфам не раскрывали своих секретов, унеся их в могилу – ниже пойдет рассказ об одном из них.
Что же мы будем называть магическим артефактом?
Артефакт (лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный) - это уникальный, существующий в единственном экземпляре предмет (оружие, доспехи, предметы одежды или драгоценности), обладающий индивидуальными характеристиками и дополнительными эффектами, имеющими индивидуальное название.
Мы будем рассматривать лишь уникальные произведения эльфийского искусства, обладающие свойствами, которые можно назвать магическими. Однако не забудем учесть, что особо знаменитое эльфийское оружие получало собственное имя, а значит, например, каждый эльфийский меч с именем можно считать артефактом, так как он существует в единственном экземпляре.
В своей работе я рассчитываю опираться на труды одного из величайших исследователей эльфийской культуры Дж.Р.Р. Толкина, но не премину воспользоваться и сторонними источниками, буде возникнет таковая надобность.
Цель моей работы – показать, что эльфийские артефакты (не только луки и стрелы) обладают собственными уникальными свойствами, делающими их интересными для изучения.
Для этого я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть самые знаменитые из эльфийских артефактов;
- рассмотреть некоторые «более рядовые» артефакты;
- выделить свойства каждого из них;
- попытаться их классифицировать.
Древнейшие времена. Сильмариллы
Среди эльфов принято делить свою историю на несколько эпох, причем Первая эпоха не является фактически первой. В рассказе о сильмариллах придется опираться лишь на сборники эльфийских песен и легенд, так как, к сожалению, они не дошли до нас и не могут быть подвергнуты анализу учеными. Тем не менее, уважая эльфийскую культуру, мы не будем ставить вопрос об их реальном существовании, приняв за истину, что они действительно были.
Сильмариллы были изготовлены Феанором в незапамятные времена, когда, согласно эльфийским легендам, не существовало еще ни Солнца, ни Луны, а мир «еще не закруглился», т.е. был плоским. Это были три кристалла, в которые был заключен свет двух деревьев, служивших светильниками первобытной Земле. Деревья росли в обители эльфов и высших духов, Валар – Валиноре, на континенте Аман, и никогда больше эльфам не удавалось создать что-либо, похожее на эти камни.
Секрет создания Сильмариллов не был известен никому, кроме Феанора; более того, сам Феанор утверждал, что не сможет повторить свое произведение, и потому ревностно оберегал его, даже прятал. Легенды утверждают, что, когда Сильмариллы были похищены Мелькором, это повлекло за собой войну, продлившуюся сотни и тысячи лет.
Вот что говорится о Сильмариллах в «Сильмариллионе»:
«…По виду были они подобны огромным алмазам. … Вещество то похоже на кристаллы бриллиантов, — но крепче адаманта, так что никакой силе в Арде не замутить и не уничтожить его. Но кристаллы те оказались … пристанищем внутреннего огня, что сокрыто в нем и в то же время в нем разлито, и дает ему жизнь, а внутренним огнем Сильмарилей Феанор сделал благой свет Дерев, что все еще живет в них, хоть сами Древа давно исчахли и не сияют более. Потому, даже во тьме глубочайшей сокровищницы, Сильмарили сверкают сами, подобные звездам Варды. И, однако, словно живые существа, они любят свет, вбирают его — и возвращают лучами более прекрасными, чем прежде…»
Если отбросить из этой легенды все то, что не подтверждается современными научными (в частности, астрономическими) представлениями, а именно эльфийскую космогонию и космологию, то получится, что в легенде описаны некоторые рукотворные камни, способные аккумулировать световую энергию. Более того, считается, что свет подразумевался эльфами не только в физическом, но и метафизическом смысле: это некая положительная энергия, которая служила своему владельцу, возможно, даже усиливая его магические способности (хотя подтверждений этому нет; известно лишь, что один из Сильмариллов, по легенде, ставший звездой, служил чем-то вроде навигатора в плавании Эарендила к Аману).
Сильмариллами жаждали обладать практически все, кто их видел; некоторые, правда, просто готовы были смотреть на них подолгу, но некоторые – желали заполучить в свою собственность. Позднее на них было наложено заклятие, не позволявшее прикоснуться к ним недостойной руке (вероятно, аналог гоблинского заклятия Пылающей руки), вследствие чего в конце концов два камня были безвозвратно утеряны, так как их похитители от невыносимой боли покончили с собой вместе с камнями. Это – еще одно важное свойство данного эльфийского артефакта, хоть и приобретенное впоследствии: аккумулируемая энергия могла быть направлена на охранную функцию самого артефакта.
Сильмариллы использовались также и как оружие: один из них выжег внутренности опасного волка изнутри, сочтя, по-видимому, их недостойными. При создании в камни была заложена огромная сила: первоначально добрая, но невыносимая для темных созданий и губительная для них. Поэтому данное эльфийское творение универсально: это и светильник, и щит, и меч, и навигатор, и – как верят эльфы – даже звезда на небосклоне.
Завершим рассмотрение сильмариллов классификацией по приведенным в лекции мистера Шеваля (именую его так, пока он не видит) системам.
- По происхождению – рукотворные.
- По характеру – оберегающе-нейтральные.
- По энергетическому наполнению – МЭиЗ
- По объекту воздействия – на все окружающее
- По сроку действия – многоразовое, самоподпитка
Древнейшие времена. Палантири
О палантири, или палантирах, известно очень немногое. В переводе с синдарина слово образовано от двух корней: «палан» - далеко, широко и «тир» - сторожить, видеть. Древнейшие легенды приписывают их создание автору сильмариллов – Феанору. Сколько всего их было создано – неизвестно; но во владение людей попали семь зрячих камней. Основное назначение этих артефактов – показывать прошлое, настоящее и будущее, даже находящееся на далеком расстоянии, как пространственном, так и временном. Кроме того, палантиры могли связываться между собой, и тогда подобные артефакты становятся древнейшими переговорными устройствами среди магических разумных существ. Палантиры обладали важнейшим свойством – их нельзя заставить показывать то, чего нет, даже сильнейшая темная сила на это не способна.
Стоит ли упоминать, что к концу легендарных времен в мире оставался всего один действующий палантир, и тот до наших времен, естественно, не дошел.
Палантиры могли не только теряться сами, но и терять магическую силу. Так, при совершении самосожжения с палантиром последний в дальнейшем показывал только обхватившие его руки. Сильные переживания, энергетико-магический фон менял магические свойства этих эльфийских артефактов, что отразится на их классификации.
- По происхождению – рукотворные
- По характеру – нейтральные
- По энергетическому наполнению – МЭиЗ
- По объекту воздействия – на владельца
- По сроку действия – многоразовое действие.
Первая эпоха. Мечи
Эльфийские мечи – далеко не штучный товар. Но все же, раз каждая отдельно взятая волшебная палочка сегодня все равно считается не зачарованным предметом, а артефактом, то и эльфийский меч, имеющий имя, можно считать индивидуальным произведением эльфийского искусства.
Все эльфийские мечи, выкованные в Первую эпоху мастерами-нолдор из Гондолина, отмечало умение светиться в присутствии Тёмных существ. Таковыми существами являлись легендарные орки.
Для большинства мечей магические способности этим и ограничивались; но было оружие, приобретавшее дополнительную магию вследствие магии имени или принесенных на нем клятв. Так, отдельно взятый меч имел власть над призраками клятвопреступников.
Из «Сильмариллиона» известен меч, способный мстить своему хозяину – меч Англахэл; считается, что у меча якобы была собственная воля, и он даже склонил своего хозяина к [Слово запрещено роскомнадзором]. Меч пел от удовольствия, когда его вынимали для убийства, так как «злоба [была] вложена в этот меч». Меч умел разговаривать (хотя, наиболее вероятно, это эпическое преувеличение, как и его якобы свободная воля – артефакты искусственного интеллекта, наподобие Распределяющей шляпы, крайне редки).
- По происхождению – рукотворный
- По характеру – разрушительный
- По энергетическому наполнению – МЭиЗ
- По объекту воздействия – избирательно
- По сроку действия – многоразовое действие.
Вторая эпоха. Элессар
К сожалению, при рассмотрении этого артефакта тоже приходится опираться на туманные эльфийские легенды. Относительно происхождения этого артефакта даже существует несколько версий. Возможно, это связано с тем, что эльфийский легендариум упоминает два таких камня – причем второй является копией, воссозданием утерянного первого.
«Элессар» переводится как «эльфийский камень». Он представлял собой обработанный берилл, помещенный в серебряную оправу в виде орла с распростертыми крыльями. Судя по легендам, он был наделен созидательной силой; с его помощью создавались и укреплялись эльфийские поселения (по меньшей мере, одно). По силе Элессар уступал Эльфийским кольцам Власти, но использовался эльфами для тех же целей.
Первый Элессар был заключен в оправу еще в Гондолине, легендарном погибшем государстве эльфов в кольце гор, эльфами-нолдор. Этот камень «ушел на запад», то есть безвестно пропал еще в легендарные времена.
Второй Элессар был создан во Вторую эпоху королем нолдор Келебримбором для Галадриэли. Магическая сила была передана камню создателем и не присутствовала в нем изначально. Пользуясь его мощью, Галадриэль сделала леса Лотлориэна прекраснейшими в мире Средиземья, однако после того, как получила во владение кольцо власти Нэнию, передала Элессар своей дочери, после чего берилл через два поколения оказался во власти людей.
- По происхождению – рукотворный
- По характеру – нейтральный
- По энергетическому наполнению – МЭиЗ
- По объекту воздействия – избирательно
- По сроку действия – многоразовое действие.
Вторая эпоха. Кольца власти
После сильмариллов Кольца власти – самое знаменитое создание эльфов легендарных времен. А, возможно, и самое известное их создание. Задуманное как благо, впоследствии оно принесло много горя всем обитателям древней Земли, если, конечно, верно описанное в легендах.
Великих колец было три, семь и девять – не считая выкованного не эльфами Единого кольца, а также мелких колец власти, на которых эльфы «набивали руку». Каждое великое кольцо сопровождалось собственным украшением; достоверно известно про них лишь то, что собственно эльфийские кольца (то есть предназначенные эльфам три кольца) имели каждое свой камень – и соответственно свои свойства. Так как из эльфийских колец самые
эльфийские – Три, в данной работе я рассмотрю именно их.
Нэния, известное как Кольцо воды, было выковано из мифрила – «истинного серебра», изобретенного гномами либо эльфами сплава серебра с удивительными свойствами: легкостью, прочностью. Это серебро не покрывалось патиной от старости, не чернело на воздухе, даже тонкий его слой был прочнее намного более толстого слоя стали. Украшена Нэния была алмазом (иначе – адамантом, но адамантом в легендах обычно алмаз и именуется). Именно это кольцо заменило Элессар в деле укрепления и охраны эльфийского леса Лориэн, ибо все три кольца, которых «не коснулась тьма», несли в себе лишь созидательную функцию. Очевидно, кольцо Воды предназначалось главным образом для созидания и строительства.
- По происхождению – рукотворный
- По характеру – оберегающий
- По энергетическому наполнению – МЭиЗ
- По объекту воздействия – избирательно
- По сроку действия – многоразовое действие.
Нарья, кольцо Огня, представляло собой кольцо, украшенное рубином. Металл кольца в легендах не уточняется, зато наиболее четко указано его действие: оно способно воспламенять сердца людей (разумеется, в поэтическом смысле). Всерьез ли, или тоже поэтически, на это намекал Кирдан, когда отдавал кольцо Гэндальфу, отказавшись быть его хранителем и распознав в Сером страннике более достойного. В легендах нет сведений о том, чтобы с его помощью укреплялись поселения или выигрывались войны, но дар убеждения у Гэндальфа действительно был. Пусть и действовал не всегда и не на всех. Нельзя забывать, что Гэндальф сам являлся магом, но позволим себе приписать кольцу магические свойства вести за собой.
- По происхождению – рукотворный
- По характеру – нейтральный
- По энергетическому наполнению – МЭиЗ
- По объекту воздействия – на владельца (либо избирательно)
- По сроку действия – многоразовое действие.
Вилия, кольцо Воздуха, верно служило эльфам так же, как Нэния, то есть для защиты и строительства скрытого убежища – Ривенделла. Поэтому ее описание и классификация будет в точности совпадать с указанным кольцом. Материал кольца – золото, украшением послужил сапфир.
Третья эпоха. Зеркало Галадриэль
Когда Галадриэль обосновалась в Лориэне, у нее появился еще один артефакт – каменная чаша, наполняемая водой из местного источника. Не вполне ясно, что давало магию – источник, чаша или сама Галадриэль; вполне возможно, что особенными были и вода, и камень – на эту тему я порассуждаю и в следующем разделе. Вода отражала не только физически падавшие на нее световые лучи; она служило чем-то средним между Омутом памяти и магическим кристаллом прорицателя, показывая по желанию владелицы тому, кто в него заглянет, совершенно разные вещи. В отличие от палантиров, которые являются наиболее близкими ему аналогами, Зеркало могло лгать, показывая человеку либо то, что он больше всего хочет увидеть (ср. зеркало Еиналеж), либо то, что может случиться, но вполне может быть предотвращено (вероятное будущее). В последнем случае видение не сбывается, если смотрящий обладает непреклонной волей.
Перед каждым показом чаша наполнялась водой заново. Легенды не сохранили информации о том, сливалась ли вода намеренно или просто проходило слишком много времени, чтобы она успела испариться. Как правило, в Зеркало заглядывали в сумерки, иначе сильный солнечный свет, даже оттененный листвой Лориена, засвечивал картинку. Да и эльфийская магия лучше всего творится в сумерки, под светом звезд, ибо, по эльфийским легендам, именно звёзды были первым, что увидели проснувшиеся сотворенные Илуватаром первобытные эльфы.
- По происхождению – рукотворный / естественный?
- По характеру – нейтральный
- По энергетическому наполнению – ТМЭ?
- По объекту воздействия – на владельца
- По сроку действия – многоразовое действие (подпитка через наполнение чаши водой)
Третья эпоха. Фиал (скляница) Галадриэль
Еще один артефакт, связанный с Галадриэлью и ее загадочным источником, - скляница, которую она подарила Хранителю Единого кольца для преодоления злой воли, заточенной в нем. Как объяснила автор этого артефакта, в обыкновенной стеклянной посудине (по-видимому, герметично запаянной) хранится вода, в которой «растворен» свет вечерней звезды – Эарендила. Это вдвойне интересно: согласно эльфийским легендам, Эарендил – полуэльф, привезший последний уцелевший сильмарилл в Аман и отправленный с ним на небесный свод в своем корабле (еще одним, кстати, эльфийским артефактом, но настолько легендарным, что его даже не стоит рассматривать – это противоречит науке, и в первую очередь астрономии).
Не совсем понятно, как можно растворить свет, но оставим этот вопрос на совести эльфов. По свойствам (свет скляницы невыносим для темных существ) данный артефакт сильно напоминает сильмарилл – что почти заставляет поверить, что в нем действительно был растворен свет одного из них. Но, поскольку сама Галадриэль, по-видимому, не занималась зачаровыванием ни воды, ни стекла, ни тем более звезды, этот эльфийский артефакт – один из немногих, которые можно отнести к артефактам естественного происхождения, несмотря на то, что стекло, не играющее большой роли, все же выдуто трудами эльфов.
- По происхождению – естественный
- По характеру – оберегающий
- По энергетическому наполнению – ТМЭ
- По объекту воздействия – на все окружающее (хотя и на владельца тоже, но он входит в понятие «все окружающее»)
- По сроку действия – многоразовое действие
Вывод
В данной курсовой работе были рассмотрены эльфийские артефакты, известные по эльфийским легендам, трудам исследователей эльфов, по рассказам, слышанным мною во время осенней экскурсии профессора Блэк.
В данном обзоре не были упомянуты артефакты, созданные после легендарной третьей эпохи по эльфийскому летосчислению. Как известно, с приходом четвертой эпохи, длящейся у эльфов и поныне, этот народ умалился и почти перестал создавать что-то особенное; эльфы широко пользуются зачарованными предметами, но этого народа осталось так мало, а их поселения так таинственны, что, чтобы узнать побольше о современных их артефактах, требуется живая экскурсия во главе с Вами.
Тем не менее, собранного материала достаточно для интересного статистического анализа: какие именно артефакты, согласно нашим классификациям, создавались эльфами в былые времена, для каких целей использовались. Для удобства я создал таблицу и диаграммы, иллюстрирующие полученные мною результаты (все упомянутые артефакты, кроме колец власти, посчитаны как один артефакт за группу):
Результаты исследования, во-первых, подтверждают как минимум для эльфов моё замечание к лекции мистера Шеваля о том, что нейтральные артефакты являются очень распространенными. Из других выводов, которые можно сделать по диаграммам, - эльфы в основном использовали рукотворные артефакты многоразового действия (ни одного одноразового не рассмотрено, если не считать однократное наполнение Зеркала Галадриэли как новое создание артефакта), избирательной направленности.
Артефакты эльфов – увлекательнейшая тема, позволяющая черпать из высокохудожественных источников, но, к сожалению, не все источники можно считать научными и полностью достоверными с точки зрения собственно науки магических артефактов.