А у нас сегодня новая тема, -
*порадовала пришедших на урок студентов профессор Элани.* Так что готовьтесь морально, часть теории я вам расскажу, чтобы вы знали, а позже попрошу всех отправиться со мной на экскурсию в Магический отдел при Британском Музее.
*Ученики заинтересовано зашептались. Мало кто надеялся на такой поворот событий. Все с неохотой поднимались в Северную башню, обоснованно думая, что там стоит жуткий холод и сырость – нынешняя осенняя погода весьма к тому располагала. По коридорам замка гулял сквозняк и многие уже открыли свои запасы Бодроперцового зелья. Однако те, кто дошел до урока по Истории Магии были удивлены, как тепло и уютно было внутри. В небольшом камине приятно горел огонь, разведенный заботливыми эльфами, а парты были накинуты пледы – при желании в них можно было очень приятно завернуться. Сама же профессор тоже утеплилась темно-синей шалью поверх головы и плеч, что, при взгляде со спины, делало ее похожей на примоднившегося дементора*
Запишите, пожалуйста, тему урока и приготовьтесь немного послушать.
*Профессор как всегда махнула палочкой и на доске появилась надпись*
Тема №1. История Великобритании.
Лекция №2. Первые обитатели Британских островов. Пикты. Кельты. Римляне.
Итак, мы прошли первые две общие темы и переходим к
детальному изучению истории Британии. С чего же мне начать? Наверное, с того, что никто точно не знает, когда именно на Британских островах началась жизнь, однако понятно, что это было очень и очень давно. У магглов разделение на каменный, медный, бронзовый века происходило из соображений передового материала, из которого создавались предметы быта и оружие. В Истории Магии практически такой же принцип, ведь в то время разделения магов и магглов практически не было.
Нас интересует, прежде всего,
магическая сторона вопроса, остановимся на ней. Ранняя форма применения магических умений и вообще осознания себя человеком, наделенным определенными способностями, скорее всего, выражалась через форму
шаманизма, который позже, у кельтов, перерос в форму
друидизма. У тех магов, которые только начали открывать в себе какие-то особенные свойства, конечно же, были свои привилегии, особенно если их способности были необходимы для сообщества. Потому люди, наделенные магической силой, имели свое, важное место в племенах – оно, связанное с хранением духовных реликвий, тайных знаний и умений, также приносило огромную ответственность для шамана, ведь стоило ему как-то оступиться – и его жизнь была под угрозой.
Многие шаманы были огромными авторитетами, но огромной проблемой было нахождение себе преемника, того, кто пойдет по их стопам. Они уже тогда понимали, что даже их родные дети не всегда унаследуют магические силы, к тому же, велика была смертность населения. Потому ими формировалась традиция обучения молодых людей, детей всем тем, что они знали и в процессе учёбы шаманы подыскивали себе замену.
Магические способности, по всей видимости, развивались методом проб и ошибок. Страшно подумать, сколько времени могло бы занять придумывание всего того, что мы имеем сейчас, однако надо отдать должное тем древним людям – благодаря их поискам магия развивалась и далее.
Стоит также заметить, что практически все другие магические расы были и есть гораздо старше по времени своего развития, чем мы. Так что в обязанности шаманов входили также первые межрасовые контакты с гоблинами и русалками, кентаврами и частично – с великанами. Правда, как вы могли бы понять, с последними разговор выходил короткий.
*Профессор перевела дух, пока шум, поднятый небольшой шуткой про великанов не стих. Она задорно улыбнулась студентам и продолжила*
Считается, что
развитие магических навыков у населявших древнюю Британию племен формировалось так:
1. Освоение простейших лечебных трав и кореньев и их дальнейшее использование для приготовления снадобий, притирок, зелий.
2. Первейшие пробы изменения физических параметров объектов (поднять тяжелое, высушить мокрое, хождение по воде).
3. Первичные лечебные чарования, пробы исцелять.
4. Применение чар для охоты и против других людей, позже – других магов/шаманов.
5. Примитивные методы изменения нематериальной составляющей мира (пробы изменения времени, магическое внушение и т.п.)
Вместе с этими этапами постепенно улучшались магические артефакты, которые были задействованы в магических манипуляциях. Магические ритуалы были тем способом ведения магического воздействия, которые были несложны в исполнении, но весьма эффективными на то время. По сути, магический ритуал обыгрывал желаемое свершение, в символических категориях, которые сами по себе не несли никакой магии, однако помогали магу настроиться на свершение, прочувствовать его и начать действовать. Оттуда же – трансы, медитации, различные ментальные практики, которые сейчас активно используются магглами для эзотерических целей.
*Видя, что студенты немного заскучали, профессор решила немного сменить тактику*
Посмотрите, пожалуйста, в хрустальные шары, которые стоят на ваших партах. Они продемонстрируют вам один ритуал, который вы должны будете опознать в своих домашних работах. Будьте внимательны.
*С этими словами она опустила палочкой на окна занавески, дабы тот скудный солнечный свет, который лился в окна, не мешал студентам видеть все, что происходит в шаре*
Стояла ночь и было видно рожок молодого месяца, любопытно выглядывающего из-за набежавшей тучи. Верхушку холма увенчивал такой большой дуб, что даже захотелось посчитать, сколько же человек нужно, чтобы обхватить его ствол. Однако не смотря на все его величие, дуб казался старым и больным. Даже в скудном свете молодого месяца было видно, как пожелтели и местами облетели его листья.
Несмотря на позднее время, на холме было все племя. Сначала казалось, будто бы ничего не будет происходить, но позже студенты начали углядывать в их передвижениях странный порядок. Постепенно жители словно стали водить хоровод вокруг дуба, создали один круг, потом второй, а потом – третий. Каждый из этих кругов состоял из разных людей. Внутренний создали дети, средний был полностью женским, внешний составляли мужчины. Все они, схватившись за плечи впереди идущего и напевая что-то себе под нос, шли каждый в своем направлении, против или за часовой стрелкой.
Внезапно у подножия холма появился шаман – студенты поняли, что это он по его внешнему виду, который отличался от остальных, к тому же, на его плечах была странная одежда, несомненно, выполненная из золота – который нес в руках несколько предметов. При внимательном рассмотрении это оказался небольшой кинжал и большая плоская чаша, полная молока. Осторожно, чтобы не пролить, он внес чашу в середину круга, а жители племени с почетом пропускали его.
Подхватив пение, которое постепенно становилось громче, шаман взял несколько сухих веток, которые лежали под ногами и развел огонь. Он просто тряхнул рукой, из которой посыпали искры и разжег небольшой костерок. Рассекший тьму ночи свет от костра озарил лицо шамана и студенты не без удивления обнаружили, что шаман – женщина! Ее лицо было разрисовано синей краской, удивительно красивыми ровным переплетёнными узорами.
Она поднялась и протянула руку к ближайшей ветке, сорвала несколько листьев и опустила их в чашу, далее туда же отправилась горсть земли. Не переставая петь, она вырвала у себя из головы несколько волосков и добавила их к себе в чашу.
Напряжение, вызванное ритуалом, нарастало. Шаманка подняла высоко чашу и заголосила тонким голосом, а племя, остановившись, внимательно ее слушало. Так продолжалось несколько минут, слов студенты не понимали, потому оставалось только гадать, что же она им говорит. На последних своих словах, шаманка стала разливать молоко. Сперва она погасила костер – молоко, вопреки ожиданиям, не запеклось, а просто исчезло, погасив горящие ветки; затем – она щедро оросила ствол дерева, потом перешла к каждому из своих соплеменников, и каждому достался изрядный душ из молока.
Чаша казалась бездонной, однако все же последние капли снадобья шаманка пролила на землю и стукнула об землю чашей. Все смолкло и хрустальные шары резко потемнели.
*Удовлетворенная впечатленными лицами студентов, профессор продолжила урок*
Итак, первыми более-менее цивилизованными и известными на данный момент времени поселенцами на британских островах были
пикты. Наиболее ранние их следы датированы примерно
8500 годом до н.э. и найдены были в Шотландии. Их соседями и ближайшими родственниками были
круитни, которые населяли Ирландию.
Это была достаточно развитая культура. На время их существования припадают громаднейшие постройки тех времен в Европе, например,
Стоунхендж. Ритуалы постоянно развивались и магическое мастерство тогдашних магов было на высоте. При несколько других подходах к магии, чем у нас, они чаровали эффективно и просто. Однако магия тех времен отнимала много сил и требовала много времени.
Основным магическим принципом тех времен можно назвать черпание силы из природных источников. Маги были настолько вписаны в природные процессы, что могли черпать из них практически не ограниченный запас энергии. К тому же, людей тогда было меньше, а ресурсов – больше, потому не удивляйтесь, что некоторые магические приемы мы не можем использовать сейчас.
В 800-700 годах до н.э. на Британские острова начинают переселяться
кельты. Постепенно они смешиваются с пиктами, однако долгое время живут в разных районах островов, кельты – на побережье, а пикты –в глубине страны и горах. Кельты – уже позднее название, ранее использовалось название
бритты, которое, как видимо, было взято из языка пиктов.
Это были достаточно распространенные племена по Европе, потому не странно, что они везде умудрились оставить о себе упоминания. И если религиозные веяния пиктов мы не знаем в силу давности времен, то кельты уже более активно описываются римскими историками.
Кельты же вводят культ
жречества, друидизма. Друиды имели абсолютно премиальные места – они не платили дань, занимались просвещением народа, ведали религией. Они же хранили все тайны племен, тайные знания и умения. Стать друидом мог не каждый, они искали людей с магической составляющей.
Вот что пишет о них Цезарь (да, тот самый, который Гай Юлий):
Друиды — жреческое сословие, на обязанности которого лежит вся религиозная сторона жизни. Они являются также судьями во всех почти спорах и тяжбах и распределяют награды и наказания. Лица, не желающие подчиниться их решению, лишаются права участвовать в жертвоприношениях, то есть исключаются из общества. Друиды избавлены от военной службы и от всех налогов. Основное учение друидов состоит в том, что души людей не умирают вместе с телом, а переселяются в другие тела.
После завоевания римлянами Галлии в середине I век до н. э. Юлий Цезарь предпринял два похода в Британию (55 и 54 до н. э.) и уже к 60-м годам н.э. Британия была практически полностью захвачена римлянами, незахваченным был лишь запад и север страны. Даже если учесть захват страны, местное население активно сопротивлялось римлянам, кельты и пикты не ассимилировались с римлянами и когда римское завоевание закончилось в пятом веке, с приходом англосаксов, Британия опять была поделена на несколько кельтско-пиктских королевств.
*Профессор посмотрела на часы и поняла, что пора в музей, если они не хотят сильно задержаться после занятий*
Так, спасибо всем за внимание. Теперь давайте проведем небольшую экскурсию в музей. Станьте пожалуйста у доски и дотроньтесь до нее. Мисс Менестрес, -
*кивнула профессор девушке*. – Вы за старшую, идете первая и на месте следите, чтобы все вели себя так, чтобы мне не пришлось краснеть перед коллегами. Я иду последней. Сумки можете оставить тут.
*Профессор не уставала поражаться, как организованно могут двигаться студенты, если им интересно, что будет дальше. После касания доски студенты вдруг оказывались в небольшой комнатушке с такой же доской и партами – видимо, это была лекционная комната. Несколько раздражало отсутствие окон, однако светящийся вид молодого мага, а это был, несомненно, волшебник – об этом прямо-таки кричала его темно-зеленая мантия с мелкими голубыми звездами. Появившаяся последней профессор приветственно подала руку юноше*
Здравствуй, Гектор. Очень рада тебя видеть, однако времени в обрез. Давай без долгих предисловий. Итак, дети, знакомьтесь – это Гектор Линдси, младший волшебник по надзору за артефактами. Он проведет нас на магическую экспозицию Британского музея. Пожалуйста, ведите себя тихо.
*Волшебник, не говоря не слова, открыл дверь, через которую они попали, по всей видимости, в холл. За деревянным прилавком сидела пожилая волшебница и палочкой завивала себе длинную челку. Рядом с ней изучали висящие на стенах плакаты несколько других волшебников, кажущихся очень занятыми. Гектор пригласил их зайти в небольшую комнатку и запер за ними дверь. Первыми в выставке были несколько бесформенных кусочков глины и дерева, которые они пропустили, лишь из вежливости посмотрев на них пару секунд. Профессор Элани же с удовольствием щебетала с мистером Линдси, ведя их к какому-то громоздкому золотому предмету. Когда они подошли поближе, у студентов вырвался вздох изумления, это была та самая золотая накидка, которую они видели в хрустальных шарах на шаманке!*
Кстати, она очень тяжелая, -
*заметил Гектор, обращаясь к студентам*. – Странно, что такая хрупкая женщина смогла носить ее на плечах, и активно что-то делать при этом. А вот, обратите внимание на следующий стенд. Это головной убор кельтского друида. Длинная форма их служила призмой, которая накапливала магическую энергию в себе. А кроме того, в такой тулье можно было хранить яблоки и пирожки.
*Некоторые студенты улыбнулись, наверняка подумав, что им бы такая шляпа не помешала бы. Профессор Элани задумчиво пробормотала*
Весьма похожа на современные шляпы волшебников, однако у нас они пошиты из другого материала.
А вот образчик римского наследия. Ритуальный шлем, несомненно, кельтского изготовления, однако с веянием римской традиции. На него наложены страшные проклятья, скорее всего, это был своеобразный «подарок» местного населения римлянам *пояснила профессор*
*И правда, шлем при всей своей красоте и изящности навевал какую-то тоску и уныние. Стараясь не смотреть на него, группа двинулась дальше*
- А тут у нас кубок, бронзового века, очень красивый, -
*обратил внимание студентов Гектор. Кубок был расплющен, словно на тонкий металл кто-то наступил* - деформация произошла потому…
- Гектор, -
*перебила его профессор* - я же просила.
- Ах, да, -
*покраснел тот*. – Хорошая находка, 2000 лет до нашей эры. Красиво. Магические свойства – исцеляет легкие заболевания, придает сил, если пить из него, что характерно – только если пить алкоголь.
Так, у вас есть двадцать минут на то, чтобы посмотреть еще экспонаты музея, посвященные древним временам Британии. Нас интересует период до вторжения англосаксов, т.е. до 5го века нашей эры. Старосты, наблюдайте вполглаза за порядком. Все, разбредайтесь.
*Сказала профессор и повернулась к Гектору, чтобы поболтать.
Вскоре все осмотрели экспозицию и вернулись к профессору. Расставаться с Гектором ей явно не хотелось, но долг звал, так что она собрала всех для возвращения. Путь домой, в Хогвартс, занял немного времени, и немного грязная доска в лекционной комнатке музея привела их обратно в Северную башню, где их уже ждало домашнее задание, написанное на доске*
Всем спасибо за хорошее поведение, все молодцы. Жду вас на следующей лекции!
*С этими словами урок закончился и профессор ушла, напевая себе под нос и загадочно улыбаясь*
Домашнее задание (для п/к)
1. Чего хотела добиться шаманка, которую вы видели в хрустальном шаре?
20 б.
2. Каким основным магическим умением должен был обладать шаман или друид в то время? Аргументируйте свой ответ.
10 б.
Домашнее задание (для о/к)
Выберите два любых вопроса и ответьте на них (все вопросы по
25 баллов. Для хитрых: больше брать не следует, баллов больше 50ти я ставить не буду):
1. Что призывала свои ритуалом шаманка? Расскажите, какими свойствами обладают ее магические артефакты, какое действие используемых ею материалов?
2. Что случилось с кубком, каким образом случилась его деформация? Кто, что, когда, почему?
3. Почему кельты и пикты не ассимилировались друг между другом и, позднее, римлянами?
4. Искусство пиктов и кельтов. Особенно интересует изобразительное.
5. Одежда и быт пиктов и кельтов.
6. Чем друиды отличаются от шаманов?
Эссе (необязательно, для п/к и о/к). Расскажите о том, что вы видели в музее, какие экспонаты привлекли ваше внимание, какими магическими свойствами они обладают.
20 б.
Экспресс-вопрос (отвечайте в кабинете, кто первый правильно ответит, получит
+10 в л.р.): какое наиболее важное преобразование физических объектов в этапах развития магических навыков у населявших древнюю Британию племен я пропустила? Подсказка – второй пункт, думайте внимательно. И желательно добавить короткое обоснование ответа.
Анкета для домашних работ стандартная (если ее не будет - поставлю 0 баллов. Я не шучу!):
1. Имя (из личного рейтинга).
2. Факультет, курс.
3. Рейтинг.
4. Название и номер лекции.
5. Ответы на вопросы.
Стандартный объем работы - 1 свиток. За списывание поставлю 0. Ну или 1 балл, если информация будет интересной.
Пожалуйста, разделяйте текст на абзацы, добавляйте картинки в тему.
Ценю логичность рассуждений, юмор и находчивость.
Все организационные вопросы или вопросы по лекциям шлите совой или оставляйте в кабинете.
Последний день сдачи - 24 октября.