*Вечер. Разве не с него начинается каждое занятие по астрономии? Конечно с него. И ещё со скрипа старой двери, приглушенных голосов, шороха страниц и лёгкого жужжания астрономических приборов. Но на самом деле для профессора Кроу занятие по астрономии начинается ещё раньше - с долгого обдумывания того, что именно рассказать ученикам, какой части вселенной коснуться, на какие её тайны взглянуть. В этом семестре профессор решила попробовать нечто совершенно новое в качестве эксперимента. Вновь вернувшись в Хогвартс она увидела то, что было так дорого и приятно её сердцу и одновременно совершенно неприемлемо для школы - тишину. Пустые коридоры, пустые кабинеты, пыльные полки. Только изредка доносились откуда-то попрежнему веселые голоса студентов. В таких условиях куда важнее сделать свой предмет более универсальным, тем более, что (по опыту профессора) бесконечные перечни характеристик и столбцы цифр на астрономии никому особенного удовольствия не приносили. Настало время путешествий, приключений и историй. Тем не менее, кое-что профессор хотела и сохранить.
После долгих странствий Кэрион стала куда более молчаливой, чем раньше. Она и раньше не любила громких звуков, но теперь тишина стала самым уютным для неё состоянием. Правда лекцию в тишине вести невозможно, но лекция - это прекрасное и любимое исключение из правил. Как только ученики расселись по местам и слегка угомонились, профессор начала свой рассказ.*
Доброго вечера всем. Рада видеть старых знакомых и тем более новичков. Нас мало, но мы есть, а это главное. Очень приятно снова вернуться в школу. Начнём не с самого приятного, но очень важного. Я напоминаю, что в кабинете Астрономии действуют определенные
правила, с которыми я крайне рекомендую ознакомиться всем и каждому. Кроме того, как и раньше у нас будет проходить
гонка факультетов. Факультет, набравший наибольшее количество баллов в конце семестра получит хорошее балловое вознаграждение в рейтинг. Если вы захотите, мы проведем традиционный
Турнир Астрономов. Кроме того за дополнительные баллы в личный рейтинг можно присылать мне
интересные факты и дополнительные материалы. Всё ли понятно? *Ученики ответили утвердительно и профессор улыбнулась.* Отлично. Если вдруг возникнут вопросы, ваша сова знает,
где меня искать. А теперь к делу.
В этом семестре нас ждёт что-то совершенно новое. В архиве лекций можно найти всю предыдущую теоретическую информацию, а в этом семестре мы будем заниматься в основном прикладными вещами и путешествиями.
*По классу прошёл шепоток*
Да, да. Думаю, что самый лучший способ изучать планеты и другие миры - это собственные наблюдения, так что путешествий будет много, пусть и без полного перемещения. Сегодня я как раз расскажу вам о способах отправиться на другую планету, оставаясь при этом в собственной комнате.
Лекция 1. Изучение дальних миров и планет.
Начнём с истории. Астрономия - одна из древнейших магических наук, почти такая же древняя как сама магия. Что ещё важнее, астрономия до сих пор ещё не самая точная наука, потому что объекты, которые мы изучаем находятся на весьма и весьма внушительном расстоянии от нас, а кроме того, их количество стремится к бесконечности, что ещё больше всё усложняет. Стоит ли говорить, что приборы, которые были изобретены для изучения космоса как правило позволяют получить исключительно мало данных. Однако любопытство - великая сила, которая и заставила как представителей магического, так и немагического сообщества ввязаться в историю, которая длится веками и нет ей ни конца, ни края.
Надо сказать, что и те, и другие существенно продвинулись по стезе изучения космоса используя совершенно противоположные подходы. Как известно, магглы идут по пути развития технологий и некоторые из них нынче так хороши, что позволяют получать невероятно точные и подробные данные о планетах и других космических объектах, а также находиться вблизи них. Самая большая проблема технологий заключается в том, что для достижения, например, ближайшей звезды необходимо отправить экипаж, состоящий из одних детей, потому что доберутся они туда только к уже очень зрелому возрасту, не говоря уже про то, что на Земле за это время успеет смениться несколько поколений. И да, вернуться назад они попросту не смогут.
Волшебники тоже люди, а значит временные законы действуют и на них в той же мере, что и на магглов, поэтому и они однажды столкнулись с этой проблемой. По некоторым причинам маги не склонны особенно развивать технологии, зато магия сама по себе практически непостижима и то, что хранится в её глубинах даёт нам потрясающий потенциал и открывает очень широкие горизонты. В каком-то смысле астрономы стали не просто учеными одной науки, но и начали изучать такие глубины магии древней и новой, какие сложно не то что постичь за одну жизнь, но и попросту вообразить. Все наши науки связаны между собой, и связь эта не методология и не какие-либо другие созданные людьми условности, а волшебство. И в этом году мы не будем заниматься только цифрами и названиями звёзд и планет, а будем изучать это волшебство применительно к космосу, ну и ко всей нашей жизни в целом.
Я не думаю, что в нашем случае есть какая-то польза от периодизации, поскольку почти все известные магические способы изучения космоса в той или иной версии используются до сих пор. Ведь, если инструмент хорошо для достижения какой-то цели, то почему бы его не использовать? Можно, конечно, классифицировать по принципам материального или ментального перемещения или расстояния, на котором изучаются объекты и вообще любым другим формальным критериям, которые вы, я или кто угодно готов придумать. В основном всё, что у нас есть - это отдельные истории. Некоторые из них можно услышать от удивительных людей из дальних стран, некоторые - обнаружить в давно забытых томах затерянных библиотек, а иные можно прочитать в любом учебнике по астрономии и не исключено, что на некоторых заборах.
Первая история о том, как начинались
маленькие путешествия за пределы стратосферы на простых подручных средствах передвижения. Итак, представьте себе: начало начал, в мире волшебников впервые появляются мётлы и самый первый чудак понимает, что метлу можно использовать не только для передвижения над городом, но и выше. Ведь можно отправиться туда, где загадочным светом мерцают звёзды. Он покупает метлу и начинает процедуры по её усовершенствованию, чтобы мощности её хватило для того, чтобы поднять его на такую невероятную высоту.
10 июля
Я не могу поверить, что собираюсь это сделать. Чувствую себя Икаром по перышку собирающим крылья, чтобы лететь к солнцу. Я заколдовал свою новую метлу так, чтобы увеличить её грузоподъемность и повысить стабилизацию. Не знаю, как она поведёт себя на такой большой высоте и надеюсь, что риск оправдан. Больше всего боюсь, что ещё одно заклинание разорвет метлу в клочья - она уже сейчас кажется нестабильной, а работы еще полно.
12 июля
Я вернулся обратно, побывав там, где до меня ещё не бывало ни одного волшебника. Самая удивительная и страшная вещь, которую я делал в своей жизни. Полет занял у меня почти полный день. Дело было несложное - просто летишь себе вверх. Хорошо, что я принял меры предосторожности и модернизировал метлу. Оказалось, что там наверху невыносимо холодно. Чем выше я поднимался, тем больше замерзал. В какой-то момент мне пришлось заколдовать собственную одежду и поддерживать тепло при помощи колдовства. Дальше - хуже. На высоте не хватает воздуха. Пришлось применить заклинание головного пузыря. Как же странно оно сработало не под водой, а в воздухе, но с функцией своей справилось. До поры. Когда высота была уже такой, что метла начала плохо меня слушаться, я понял, что и заклинания перестают справляться. Я почувствовал, что мне нужно не только поддерживать тепло и уровень кислорода, но и обеспечить достаточное внешнее давление. Я до сих пор испытываю крайнюю признательность своим преподавателям и теперь понимаю, что значит их излюбленная фраза «Никогда не знаешь, что и когда тебе пригодится».
Мне удалось преодолеть границу стратосферы и очутиться в открытом космосе. И счастью моему не было предела… какой-то краткий миг. А затем начались проблемы. Я вдруг осознал, что подъём наверх - это лишь половина пути. Нужно ещё как-то спуститься вниз. Что было совсем непросто. Расстояние до Земли казалось просто невероятным при том, что до плотных слоев атмосферы казалось рукой подать. Но только казалось. Метла моя полностью перестала мне подчиняться в невесомости, чары начали слабеть, я потратил очень много сил, чтобы поддерживать все жизненно важные показатели в норме. Я начал думать, что не смогу выбраться.
Я достал палочку и попытался придать себе импульс в правильном направлении. Оказалось, что с такими заклинаниями все намного сложнее. Я не мог их вспомнить. Тут сработала долговременная память и я вспомнил, какая отдача бывает у взрывного заклинания. Медленно, но верно я начал двигаться в сторону Земли. Сил моих становилось всё меньше и меньше, с каждой секундой мне становилось всё тяжелее, но остаться в живых было делом принципа. Я почувствовал вдруг, что такое магия. Она работает как любая другая мышца в организме и при сильном напряжении начинает отказывать, если не знаешь, где её черпать. Я черпал в надежде на чудо.
Через некоторое время я добрался до верхних слоев атмосферы и тут уже спуск стал куда быстрее. В этот момент я понял, что мне нужно замедлить падение, потому что иначе я даже не достигну поверхности земли… если бы не заклинание стабилизации.
30 июля
Я до сих пор не верю, что мне удалось добраться домой. И сейчас я понимаю, насколько это было прекрасно. Только сейчас я в понимаю, что мне довелось увидеть хотя и не всё из увиденного мне понятно, не всё объяснимо, не говоря уже про ощущения. Нет, я не вернусь туда больше. Но, да, я увидел, что там за небесным куполом, да я почувствовал страшный холод и испытал полное отсутствие собственного веса. Да, я увидел прекрасные вещи. Да. Это того стоило.
Да, дорогие друзья, то, что сообщается в этом кратком дневнике это всего лишь маленькая крошка информации, но она даёт нам огромные просторы для размышлений. Конечно, волшебник, который это написал не был профессиональным астрономом, а был авантюристом и крайне любопытным человеком с хорошими способностями к заклинаниям, более того, после своего путешествия он вплотную занялся разработкой метел, в чём весьма преуспел. Однако, он написал кроме дневника ещё и хороший и полный отчёт со своими наблюдениями о ближайшем космосе, которые позволили понять, как человеческое тело реагирует на подобные условия, показали, что такое декомпрессия, выявили, что без специальной экипировки или соответствующих заклинаний кровь человека в космосе в первую очередь закипает, и продемонстрировали, что действие плотных слоёв атмосферы при падении с такой высоты, несовместимо с жизнью, если падение не замедлить. Ну и кроме всего прочего важнейший вывод - метла не лучшее средство передвижения на такие значительные расстояния, хотя она очень активно использовалась для тех же целей и в последствии.
Сейчас это всё нам кажется очевидным и простым, но представьте себе, что ваш разум не заполнен тоннами информации и живете вы в те тёмные времена, когда метла была чем-то невообразимым. Что важного мы можем вынести из этого короткого текста? У всего есть начало. Были чудаки, которые пытались на простой метле долететь до Луны. Эти попытки не увенчались успехом, но именно они привели к развитию других способов перемещения на дальние расстояния и появлению специальных приспособлений для таких путешествий, а также развитию оптических и измерительных приборов. Кстати, вопрос на 5 дополнительных баллов - к чему ещё это привело современную астрономию и вообще магические науки?
Чем дальше, тем сильнее становилось любопытство волшебников. Многие из них всю свою жизнь посвящали науке и добивались значительных результатов, но путь их был тернист и долог. Поняв, что метлы не помогут в изучении далекого космоса, маги начали экспериментировать, но эксперименты их стали куда сложнее и опаснее. Сразу скажу, что идея трансгрессировать на Луну оказалась не самой удачной. Порталы тоже было тяжело организовать, да и министерство на это не согласилось, чтобы избежать проблем. И тут волшебники нашли новый способ
физического перемещения.
Как вам известно, в магическом мире существует прямая связь между различными объектами, где бы они не находились. Например, если портрет одного и того же человека висит в разных местах, он может с легкостью путешествовать с холста на холст в своём втором измерении. В третьем измерении существуют, например, связанные шкафы, зеркала и многие другие предметы. Воздействие на один предмет часто провоцирует изменения в другом, причем иногда совершенно непредсказуемо. Изначально такая связь была только природной, но волшебники не могли не заметить её, а уж если они что-то заметили, то всегда найдутся те, кто захочет это изучить.
Сложно будет описать процесс изучения предмета, да и бессмысленно это делать на нашем занятии, потому что это отдельный раздел высшего магического знания уровня ТРИТОН, не меньше. Выводы их свелись к том, что в пространственной, временной и магической ткани существуют естественные разрывы, а если есть естественные, то можно создавать и искусственные. И точно. А потом ещё выяснилось, что к тому же их можно заделывать. Перемещения сквозь такие разрывы были и остаются крайне сложными. Например, потому, что необходимо создать разрыв сразу в пяти измерениях: в пространственных, временном и магическом. Но и этого было недостаточно, чтобы отправиться на другую планету, захватив с собой только лёгкий саквояж. Оказалось, что полное телесное перемещение может быть осуществлено только при условии перехода сначала во второе, а уже потом в пятое измерение.
То есть сначала нужно было стать двухмерным и плоским, что, разумеется, даёт некое преимущество, если вы задумали лежать на газоне, чтобы уворовать чужой кошелёк, но в целом влечёт за собой целое множество ограничений в деятельности. Нескольким очень сильным волшебникам всё же удалось применить к себе столько чар, что эта схема сработала и даже весьма успешно. Но вдруг оказалось, что всё не так уж просто и возвращение назад отнимает не меньше сил и требует очень специфических знаний, например, где же физически находится тот дивный разрыв, который удалось создать. И если при путешествии туда (где бы оно ни находилось), с этим вопросом проблем не возникало, то найти проход обратно оказалось намного сложнее.
Но и этого мало. Нужно было закрыть за собой разрыв, потому что в наш мир сквозь него могли пробраться все подряд, кому только не лень. До некоторых пор даже существовала гипотеза, что драконы и великаны так и появились. Так вот, вдруг оказалось, что закрытие разрыва отнимает даже больше сил, чем все предыдущие действия. Несколько волшебников заблудились в иных мирах, кто-то даже погиб. Метод был признан крайне опасным. Благо он подвластен очень немногим, и что самое прекрасное - описание механизма нельзя найти в библиотечных книгах. Тома, содержащие подобные знания хранятся под строжайшей охраной в лабиринтах министерства магии. Хотя, пожалуй, не стоило выдавать вам и эту информацию.
Самое главное, что изучив всё это волшебники пришли к самому главному и самому безопасному способу путешествовать на невероятные расстояния. В данном случае также задействованы все измерения, но перехода во второе для начала не требуется, а разрыв в ткани пространств существует ровно столько, сколько маг находится в ином мире. Он видит и чувствует всё, что происходит там, где он находится с одной лишь особенностью - его физическое тело в этот момент находится там, где он его оставил и как правило это место на планете Земля. Возникает нечто вроде
астральной проекции, которая открывает перед волшебниками невиданные горизонты.
Проекция строится в несколько этапов:
1. Нужно выбрать правильную точку, в которую мы хотим попасть. При этом не обязательно точно визуально представлять себе местность, но очень важно провести все расчёты, чтобы быть точно уверенным, что мы не промахнёмся мимо планеты, которую хотим посетить. Для этого используются специальные формулы и карты звездного неба в реальном времени. Как вы знаете, звездного неба, каким мы его видим, не существует уже несколько миллионов лет, а всё потому, что свет добирается до Земли куда медленнее, чем происходят реальные события с космическими объектами. Но волшебники научились строить макеты любых уголков галактики в том виде, в котором они существуют сейчас. Когда мы рассчитываем точку, мы делаем поправку на время, которое потребуется, чтобы добраться и вплетаем эти данные в ткань заклинания.
2. Заклинание каждый раз формулируется индивидуально с учётом места, времени, параметров волшебника и многих других мельчайших деталей. Накладывается оно как правило на какой-нибудь предмет, который действует по принципу портала. Предмет стоит выбирать достаточно маленький, чтобы его можно было носить с собой, но при этом такой, чтобы его нельзя было потерять.
3. Переход осуществляется достаточно быстро, но требует огромного сосредоточения. В случае недостаточной концентрации или сильного страха ваше сознание может отказаться от перемещения.
4. Обратный переход также производится при произнесении обратного заклинания и использования портала.
Сразу отмечу, что проекция - вещь интересная. Как только вы попадаете на другую планеты, вы обретаете физически осязаемую форму, полностью адаптированную к условиям. При этом ощущения ваши становятся соответствующими - меняется зрение, обоняние, осязание и прочие чувства. Вы превращаетесь в существо, способное жить в условиях, в которых вы оказались. Для каждой планеты они будут отличаться в зависимости от климата, плотности поверхности, температуры и вообще всех остальных условий.
Погибнуть физически в этой ситуации невозможно. Но случаи всё же были. Некоторые волшебники до того увлекались такими путешествиями, что доводили себя до полного истощения. Поэтому для регулярных путешествий требуется ещё и постоянная работа на Земле. Мы составляем подробные научные отчеты о результатах экспедиций, общаемся друг с другом. Как правило, такие путешествия в научных целях не совершаются в одиночку для большей объективности, а участники проходят множество тестов для определения психологической выносливости и уровня честности. По, надеюсь, понятным причинам.
В этом году министерство магии разрешило нам с вами попробовать испытать проекции на себе. Конечно, самим создавать порталы вам не придётся, но отправиться на другую планету точно получится. Задания будут разными и не только на знание астрономии, но и на знание других сфер магической жизни.
*Профессор вдруг услышала удар колокола, который возвещал о завершении занятия. Она так отвыкла от школьных ограничений по времени, что совершенно забыла о том, что лекция не резиновая.*
Ну что ж, надеюсь, что не так уж вас утомила своими рассказами. На следующих лекциях мы уже будем обсуждать более конкретные вещи, чем сегодня. А пока что домашнее задание.
Для подготовительного класса:
1. Как вы думаете, почему волшебники решили не использовать технологии изучения космоса, изобретённые магглами?
(10 баллов)
2. Найти в библиотеке любую историю о путешествиях на другие планеты, к звёздам, кометам, астероидам (чему угодно) любым способом и подлиться ею с нами.
(25 баллов)
Для основного класса:
1. Как вы думаете, почему волшебники решили не использовать технологии изучения космоса, изобретённые магглами?
(10 баллов)
2. Рассказать, какие преимущества и какие недостатки у путешествий при помощи астральной проекции. Не только с психологической или физической, но и астрономической точки зрения.
(15 баллов)
3. Найти в библиотеке любую историю о путешествиях на другие планеты, к звёздам, кометам, астероидам (чему угодно) любым способом и подлиться ею с нами.
(25 баллов)
Жду ваши работы до
31 января, 23:59. Об отсрочке просите заранее. Правила оформления и сдачи работ можно найти
здесь.
И приятного всем вечера.