Дебаты по поводу критики.

Поэзия и проза, принадлежащие перу участников Форума, на произвольные темы.
Аватара пользователя
Птица СИРИН
Новичок
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 15 сен 2005 22:11
Контактная информация:

Сообщение Птица СИРИН » 29 сен 2005 21:19

А, вот еще нашла очень интересную вещь... Почитайте - не пожалеете

Статья взята с сайта "Журнал Самиздат". Я, наткнувшись на это гениальное произведение, решила выложить его здесь. Статья ни в коем случае не моя, я ни на что не претендую. К сожалению, ссылку на оригинал я потеряла, но ее можно найти в разделе "Публицистика" на сайте "Притон графомана"


Каждый автор Самиздата рано или поздно сталкивается с критикой. Редко, кто отключает в своём разделе комментарии - каждого ведь интересует...
СТОП!!!
Что именно интересует нас, авторов СИ, когда мы с азартом щёлкаем мышкой по линку "Комментарий"? Хорошо, если объективная ценность произведения. А если автор просто хочет, чтобы его похвалили? А его не хвалят! Читают, зар-р-разы этакие, и не хвалят!!! И даже ещё хуже - РУГАЮТ!!! Тут ночей не спишь, духовной жаждою томишься, сотворил гениальнейший шедевр - а они?! Это им не то, то им не так, концовка не устраивает, оригинальности нету, слова, видишь ли, не в том падеже, запятых не хватает или, наоборот, много слишком... Примеры разные приводят, как лучше было бы, если бы я бы знал бы... Ну, как тут ответить комментаторам? Причём так, чтобы они не обиделись - а то ведь больше читать-то не придут!
Хамить читателям нельзя! А то ведь и правда, без читателей остаться можно. Будешь сидеть, как тупой орёл на вершине горы - гордый, всё вокруг видит, но... голодный. Потому как, стоит к кому-нибудь в раздел слететь, чтобы поклевать немножко, а там - блокировка! Нет, хамить читателям и комментаторам - последнее дело! А как же тогда им отвечать? Ведь хочется ещё и достоинство своё не уронить! Посыпать голову пеплом и биться в слёзной истерике о клавиатуру - стыдно и малополезно. В следующий раз читатель специально начнёт такого вот автора ногами пшынять.
Значит, нужно воспользоваться ОТМАЗКОЙ!
Отмазка - вещь замечательная! Вроде бы и послал привередливого читателя подальше, а вроде бы и нет! И если читатель данным посылом возмущаться начнёт, вполне можно самому состроить обиженный вид. Дескать, я этого и не говорил вовсе...
Ниже приведены несколько отмазок, весьма характерных для некоторых авторов Самиздата. Уточняю!!! Не для всех, а для НЕКОТОРЫХ! Для очень некоторых...


ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОТМАЗКОЙ

Отмазка подаётся после комментария, в котором читатель выражает своё недовольство вашим произведением, неважно - стилем, сюжетом, идеей, новизной или всем сразу. Текст отмазки целиком набирать не обязательно - достаточно указать её номер и дать ссылку на эту статью, поскольку каждой из приведённых отмазок соответствует закреплённый за ней порядковый номер. После текста отмазки я привожу ассоциации, которые, скорее всего, возникнут у "отмазанного" читателя. Результат вы уже сможете просчитать сами.

ОТМАЗКА НОМЕР ОДИН
Текст: "Это первый в моей жизни рассказ, будьте снисходительны, скоро я начну писать лучше".
Ассоциации: "Это первый больной, которого я оперировал, извините, что он умер, я скоро научусь и перестану путать гланды с селезёнкой".


ОТМАЗКА НОМЕР ДВА
Текст: "Этот рассказ я написал всего за два дня, у меня совершенно не было времени его перечитать и проверить на наличие ошибок".
Ассоциации: "У меня очень мало времени, есть дела и поважнее, чем удовлетворение запросов разных придурков, читайте то, что вам дают, освобожусь - напишу что-нибудь получше".


ОТМАЗКА НОМЕР ТРИ
Текст: "Этот рассказ я написал очень давно, с тех пор я его не трогал, он очень старый, сейчас я пишу гораздо лучше, почитайте другие рассказы, вот этот, например" (указывается линк или приводится название рассказа).
Ассоциации: "Это мясо уже протухло, напрасно вы его отведали, как только проблюётесь - рекомендую попробовать вот этот кусочек".


ОТМАЗКА НОМЕР ЧЕТЫРЕ
Текст: "Я ещё очень молод, поэтому у меня просто не хватает жизненного опыта, но я его наберусь, когда вырасту".
Ассоциации: "Дяденька (Тётенька), я ещё маленький, не могу себя контролировать, поэтому и испортил ваши брюки (юбку), но я скоро вырасту и перестану мочиться в штанишки, а пока вы уж потерпите немножко".


ОТМАЗКА НОМЕР ПЯТЬ
Текст: "Этот рассказ я писал для конкурса, были ограничения по объёму и жанру, поэтому вам он не понравился, почитайте полную версию рассказа" (приводится название рассказа или линк).
Ассоциации: "Как не похож на кобеля?! Настоящий кобель! Просто мы его перекрасили и кастрировали специально для собачьей выставки..."


ОТМАЗКА НОМЕР ШЕСТЬ
Текст: "Этот рассказ не совсем удачный, поэтому я разместил его на Самиздате, улучшенный вариант рассказа вы можете прочитать в журнале "Сикось-накось" или в моём сборнике "Фигли-мигли", уверен, что вам понравится".
Ассоциации: "Тут, на Самиздате, я держу только всякое барахло, свою мусорную корзину, напрасно вы сунули в неё свой нос".


ОТМАЗКА НОМЕР СЕМЬ
Текст: "Вы просто не поняли мой рассказ".
Ассоциации: "Ну какой же ты тупой!!!"


ОТМАЗКА НОМЕР ВОСЕМЬ
Текст: "Этот рассказ является частью цикла, не ознакомившись с которым вы не сможете ничего понять" (приводится список с названиями рассказов или список линков).
Ассоциации: "Я гораздо хитрее, чем вы думаете, я специально подсунул вам фрагмент середины седьмой части второго тома третьей книги. Так что, придётся вам теперь читать всё с самого начала. Не пугайтесь - всего 843 мегабайта".


ОТМАЗКА НОМЕР ДЕВЯТЬ
Текст: "А вы сами-то лучше пишете, что ли?"
Ассоциации: "Сам дурак".


ОТМАЗКА НОМЕР ДЕСЯТЬ
Текст: "Сам дурак".
Ассоциации: Сложно передать ассоциации, могущие возникнуть у читателя при подобной отмазке. Скорее всего, он решит, что дурак, всё-таки, автор...


ОТМАЗКА НОМЕР ОДИННАДЦАТЬ
Текст: "Своим рассказом я хотел сказать совсем не то, что вы подумали" (далее приводится пояснение, превосходящее своими размерами сам рассказ приблизительно раза в три, где очень убедительно доказывается, что ошибки и ляпы являлись просто хитроумной авторской задумкой).
Ассоциации: "Талант политика заключается в том, чтобы предсказать событие, а потом доходчиво объяснить, почему оно не произошло".


ОТМАЗКА НОМЕР ДВЕНАДЦАТЬ
Текст: "Здеся ни школа и нинада аброшат вниманию на ашипки! Мы ни диктатн пишим а летиратурную праизвиденее".
Ассоциации: "В корень зри, дубина! В корень!!! "У нея внутре неонка!!! А пишет она в соответствии с правилами грмтк!" (АБС, "Сказка о тройке")".


ОТМАЗКА НОМЕР ТРИНАДЦАТЬ
Текст: "Да как ты смеешь меня критиковать? Кто Я, и кто - ты?!"
Ассоциации: У каждого возникают свои собственные. У меня, например, такие: либо я оказался в разделе Игоря Северянина, либо на страничке палаты номер шесть... с отмазкой номер тринадцать.


ОТМАЗКА НОМЕР ЧЕТЫРНАДЦАТЬ
Текст: "Юноша! Я ведь намного старше вас! Мне уже семьдесят лет, а вы меня критикуете! Ай-яй-яй! Как нехорошо!"
Ассоциации: "Дайте умереть спокойно... недолго уж мне осталось..."


ОТМАЗКА НОМЕР ПЯТНАДЦАТЬ
Текст: "Это новый стиль, его ещё никто не знает, я являюсь его основоположником, а вы во всём этом пока ещё не разбираетесь".
Ассоциации: После подобной отмазки меня, лично, охватывает жгучая зависть и с трудом сдерживаемое желание придумать новую религию. Свою собственную. Какой ещё свет не видывал. Со своими учениками, последователями и т.д. Ну или, на худой конец, новые правила грамматики...
I am that I am, and I do that I can
Нет, безнадежно. Меня исправит только могила! (ПВ)

Аватара пользователя
Auror
Ученик
Сообщения: 446
Зарегистрирован: 27 авг 2004 14:47
Откуда: Англия, Лондон

Сообщение Auror » 24 окт 2005 17:23

Птица СИРИН, просто и хорошо сказано. Очень хорошая статья. ИМХО: когда человек пишет много и хорошо - его хвалят. Мне кажется, если человека хвалят постоянно, не критикуя, то он начинает лениться и писать хуже. Критика - что-то вроде прививки от лени. Неприятно, но полезно.
Скоро...
_____
Дамблдор сказал: "Это правда!"
_____
И они ушли. Остались только следы. А потом и следы замело снегом...
_____
Konbanva, Tsuzuki-san.

Аватара пользователя
Птица СИРИН
Новичок
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 15 сен 2005 22:11
Контактная информация:

Сообщение Птица СИРИН » 28 окт 2005 00:13

Auror, ага, в лопатку =)))
Но в чем-то я не согласна... знаю одну девушку... так вот, она пишет так что ее и критиковать-то незачто... и от этого она хуже не пишет.
Так что кому-то дано, кому-то нет...
Главное, повторюсь, по существу...
I am that I am, and I do that I can
Нет, безнадежно. Меня исправит только могила! (ПВ)

Аватара пользователя
Chelsy
Заслуженный Волшебник
Сообщения: 743
Зарегистрирован: 10 авг 2004 12:00
Пол: женский
Откуда: Minsk
Контактная информация:

Сообщение Chelsy » 07 ноя 2005 14:39

Можно подсчытать рейтинг. Лично я чаще всего сталкиваюсь с отмазкой номер один ;)

Аватара пользователя
Burn
Модератор
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 30 дек 2004 15:48
Откуда: Город Грехов

Сообщение Burn » 11 янв 2006 13:22

Ох, я тоже чаще всего с первой. При чем в большинстве случаев отмазка выкладывается заранее - до самого фика и само собой до комментария. Как только вижу, начинаю бесится. Либо разворачиваюсь и ухожу (нервы дороже), либо во мне просыпается необузданное желание опустить автора ниже плинтуса.
Если перевести отмазку до фика на человеческий язык, она будет звучать примерно так "Вообще-то это д*рьмо, и сам я об этом догадываюсь. - просто хотел проверить, это только первая попытка, экспиремент. Так что читайте, будете у меня вместо собак Павлова." :roll:
OOM - Организация Объединенных Маразматиков

Аватара пользователя
Gtnz
Ученик
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 13 дек 2005 19:24
Пол: мужской
Откуда: Земля Мордор
Контактная информация:

Сообщение Gtnz » 08 июн 2006 18:31

Критика - двигатель творческого прогресса. Я за критику! Пусть по полу размажут и на ошибки укажут, зато потом допускать их не будешь. Критика дает право каждого выразить свое отношение к произведению.
Лучше быть, чем казаться!©В. Пикуль
Deus conservat omnia

Аватара пользователя
Grim Papa
Ваше Циничество
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 05 дек 2005 09:56
Пол: мужской
Откуда: из Муму
Контактная информация:

Сообщение Grim Papa » 15 июл 2006 19:19

Я прочёл с самого начала и никак не пойму в чём проблема=)) Значит кто-то считает, что у него есть право разгромить произведение другого. А этот другой полагает, что у него есть право отказать тому в этом праве? :mrgreen: :mrgreen:

комично, млин...
что я вижу! да тут у нас - ба! - стеореотип! круууто, обожаю стереотипы.©

пожизненный +1 к герре


Борис Моисеев чем-то похож на Элтона Джона©

кто рано встаёт, тому Мэрлин даёт…©

Аватара пользователя
Stella-Z
Заслуженный профессор
Сообщения: 2253
Зарегистрирован: 16 авг 2004 11:23
Псевдоним: Стелла Зари
Пол: женский
Откуда: Хогсмит :)
Контактная информация:

Сообщение Stella-Z » 26 июл 2006 16:26

Grim Papa, imho и dixi ещё никто не отменял. =)
Выпускница Гриффиндора и Лучшая ученица 2004-2005 уч.года
Член попечительского совета


Liberté, Égalité, Fraternité

Аватара пользователя
Grim Papa
Ваше Циничество
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 05 дек 2005 09:56
Пол: мужской
Откуда: из Муму
Контактная информация:

Сообщение Grim Papa » 28 июл 2006 16:16

Stella-Z, это несерьёзно, согласись! :wink: Можно везде ставить дурацкие имхи, а можно просто рубить с плеча - результат-то один и тот же :D Люди одинаково реагируют как на мягкую, так и на язвительную критику. Просто наша абстрактная "творческая личность" стремится получить мировое признание, что, безусловно, похвально. А вот такого полезного качества, как терпения у неё нет. А у господ критиков нет столь похожего качества, как толерантность. :roll:
что я вижу! да тут у нас - ба! - стеореотип! круууто, обожаю стереотипы.©

пожизненный +1 к герре


Борис Моисеев чем-то похож на Элтона Джона©

кто рано встаёт, тому Мэрлин даёт…©

Аватара пользователя
Stella-Z
Заслуженный профессор
Сообщения: 2253
Зарегистрирован: 16 авг 2004 11:23
Псевдоним: Стелла Зари
Пол: женский
Откуда: Хогсмит :)
Контактная информация:

Сообщение Stella-Z » 01 авг 2006 05:27

Grim Papa, дебаты по поводу критики никогда не кончатся, я знаю. А уж как пишут люди отзывы я не хочу обсуждать. Я уже сама на критику почти никогда не обращаю внимания, если только она не перетекает на оскорбления.

А вообще на ХогНетовском форуме Фи выложила прекрасную статью, которую чуток так же и отредактировала. Пусть это будет уроком для будущих рИценСистов и крЫтикоФ. :)

Собственно, статья.

= = =

*Искусство написания критической статьи*


Автор - Л. Каганов
Авторский сайт: http://lleo.aha.ru
Ссылка на статью: http://lleo.aha.ru/arhive/other/krit.htm



Критиковать - значит объяснять автору, что он делает не так, как сделал бы я, если бы умел.
К.Чапек


Сегодня, читатель, я научу тебя правильной критике. Искусство критики полезно при написании различных критических статей, заметок, рецензий и прочего - в гуманитарных областях знаний, где нет неопровержимых доказательств и четких границ истины. Допустим перед нами стоит задача написать до завтра разгромную статью заданного объема о творчестве писателя Г. и сдать ее в редакцию. Задача сложная, но не надо отчаиваться! Во-первых, лучше всего, если писатель Г - новый. Гораздо труднее писать о старом, опытном писателе. О классике писать совсем сложно, но даже и тут есть приемы, о которых мы вскоре поведаем.

***

МЕТОД ВЫБОРА ТЕМЫ

Если задача стоит широко - "обзор творчества", а не узко - "повесть такая-то", то это наш первый козырь. Некоторые неопытные критики сразу начинают делать общий обзор - это типичная ошибка! Выберите самое на ваш взгляд неудачное произведение громимого. Пусть оно будет либо коротким и малопонятным, либо длинным и запутанным. Еще лучше, если оно вообще будет не свойственно стилю громимого. Возьмите его старую статью в школьной газете, открытое письмо матери из Крыма, эпилог - главное чтобы громимый материал был опубликован под именем громимого. Таким образом, показывая творческий путь на примере единичного произведения громимого, мы сразу ограничиваем творческие возможности громимого этим самым произведением и громим его уже в более узких рамках.

Каковы методы громления? Рассмотрим их по порядку.

*******************

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТОДЫ

Суть этих методов состоит в том, что мы как бы ненароком принижаем личность громимого. Добиться этого можно методом неявного хамства, методом обнажения пороков и методом творческой аутонепонятки. Ниже мы рассмотрим эти методы.



Метод неявного хамства

Метод заключается в том, что мы неявно {это важно, иначе нашу статью не примут, да еще и по ушам треснут!) обзываем громимого нехорошим словом, допускаем нелестное сравнение, либо заставляем его имя фигурировать в совершенно несерьезных словокомбинациях. Лучше всего, если нам удастся придумать смешной и запоминающийся слоган: "Ельцын-похмельцын", "Ахматова-лохматова", "Стругацкий - стиль уж больно гадцкий". Если слоган будет глупым - тем лучше. Помните, что в данном случае глупость скорее припишут персонажу слогана, но уж ни в коем случае не его автору, поэтому не стесняйтесь фантазировать - в любом случае громимый, коли его имя участвует в таких оборотах, будет казаться несерьезным. Очень хорошо, если из букв имени и фамилии громимого можно составить какое-нибудь смешное словцо или как-нибудь еще пошутить: "’Достоевский идиот’ бросилась в глаза выгравированная на обложке надпись. Ишь ты - подумал я". Очень хорошо, к примеру, прошелся критик 19-го века по фамилиям Горького и Чехова: "Ну и фамилии писателей нонче пошли - то водку напоминают, то чихание" - заметьте, лишь благодаря этой фразе имя критика помнят вот уже сто лет. Я, правда, фамилию-то его запамятовал, но пример этот вы найдете в любом школьном учебнике.

Очень хорошо как бы сначала резко схамить, а потом резко стушеваться и сделать вид будто ничего не произошло: "Перонов... гигант современной литературы... Почему-то сразу вспоминается простор, привольные степи, кони, навоз, еще навоз... Что это я? Отвлекся, пардон. Итак, Перонов..." Согласитесь, здесь трудно обвинить в хамстве, однако дело сделано - рядом с именем Перонова появилось слово "навоз" и читатель, обычно падкий на всякие пакости, радостно ухмыляется шутке.



Метод обнажения пороков

Метод применим в том случае, если нам известно о громимом нечто такое, что делает его образ менее привлекательным в глазах общества. Рассказывая о Пушкине, не забывайте постоянно повторять какой он был бабник и вообще по национальности негр, расскажите какой обжора был баснописец Крылов, со смаком упомяните, что Маяковский был коммунист и болел сифилисом, обвините Бодлера в курении опиума, расскажите, что у Кафки была опухоль мозга, следовательно чего с него взять, бедолаги, и отметьте промежду прочим раз десять, что Уайльд был педиком. Сообщите как нагло богат громимый или как он постыдно беден. Вспомните какого образования у него нет, особенно если нет литературного. Расскажите про жену-еврейку йотом, где громимого видели пьяным. Знайте - среди читателей вашей будущей статьи обязательно найдутся ненавидящие негров, наркоманов, евреев или коммунистов. Если читатель как раз голоден, то весть об обжоре вызовет праведный гнев. Похмельному будет противен алкоголик. Матери-одиночке не понравится педик, бабник и сифилитик.

Таким образом, не соврав ни на грош, вы уже вызовите у некоторой части читателей отвращение к громимому. Не забывайте использовать этот честный метод!



Метод литературной аутонепонятки

Эта стратегия заключается в том, что мы отзываемся о громимом вроде бы по-доброму, но свысока. Говорим о нем как о неразумном дитя. При этом надо всесторонне подчеркивать, что громимый писал хорошо, но стихийно и неразумно, совершенно не осознавая тех сил, которые двигали им. В противоположность этому следует давать понять, что мы (при этом имеются в виду читатели в частности, а уж лично автор разгромной статьи - в особенности) - прекрасно понимаем все силы, которые управляли громимым в момент написания, и насквозь видим все его мысли и стремления, неосознанные им самим.

Этот метод сложен, требует серьезной литературно-критической сноровки и употребляется высокими профессионалами. Практически в каждой обзорной статье даже о классике мы найдем фразы: "неосознанно Пушкин пытается передать нам...". Или так: "...и не находя ответа на свои вопросы, Гоголь исступленно обвиняет царизм, не ведая, что тем самым..." - имеется в виду, что сами мы конечно давно знаем ответы на все вопросы Гоголя и хорошо видим причины его неразумного поведения.

Надо заметить, что этот метод хорошо применим к мертвым писателям, которые не могут встать и сказать: "Ты чо? Сам ты - 'не отдавая себе отчета!" Классики еще тем глупее нас, что не могли знать что случится в наше время, поэтому мы вправе писать: "он не ведал, что через сто лет его идеи..." - показывая тем самым, как мы ровно на сто лет умнее.

Но метод хорошо применим и к современникам! Действительно, ну как он докажет, что действовал сознательно? Чем он убедит читателей, что понял свое произведение лучше автора критической статьи? В любом случае можно отмахнуться: "Да что с тобой разговаривать? Уж нам со стороны виднее что ты там наковырял!" - и дело сделано.

***

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Эта группа методов названа так потому, что громит писателя, отталкиваясь уже не от его личности, а от громимого текста. В группу содержательных методов входят: метод придрачи к словам, метод нового и шаблонного выражения, метод непонятки (не путать с аутонепоняткой!), метод устаревших идей и метод плагиата.



Метод придрачи к словам

Метод прост: необходимо тщательнейшим образом выбрать наиболее неуклюжее слово, термин, оборот, придраться к нему и как следует обсмеять со всех сторон, показывая тем самым, что, дескать, вот каков он, громимый, в любой взятой наугад строчке.

Пример: "Эпилептик и каторжник, "классик" 19-го века Достоевский, в забытьи творчества перестав уже совсем следить за мыслью, в своем "Идиоте" (вот уж воистину!) писал: ‘Мышкин рассмеялся насмешливо’. Это, спрошу я вас, стиль? Тогда давайте писать: раскашлялся кашливо, расчихался чихливо и расплакался плаксиво!"

Как вы видите, в этом примере мы использовали реальную неудачную фразу и обыграли ее. Попутно, если вы заметили, мы использовали уже известный нам метод обнажения пороков, метод аутонепонятки, метод неявного хамства, а также метод кавычек в слове "классик" (см. раздел МЕТОДЫ ОФОРМЛЕНИЯ).

Или можно, например, выдрать одно слово из контекста и объявить его грубо нарушающим стиль. Выберите слово "комбайн" и сообщите, что это слово стоит колом посредине описания природы и полей, и непонятно как вообще автору пришло в голову перейти к индустриальному жаргону. Можно взять слово "кольт" и сообщить, что раз текст ведется на русском языке, то использование иностранного словца "кольт" ничем иным, кроме стремления автора выпендриться, объяснить нельзя. Творите, пробуйте!



Метод нового и шаблонного выражения

Метод основывается на том, что любое словосочетание, в зависимости от степени его оригинальности, можно трактовать либо как "ненормальное", "нерусское" (или на каком там языке ведется громеж), аргументируя это тем, что "так не говорят", - либо, наоборот, сказать, что это истертый, примитивнейший штамп. Можно уточнить какой именно штамп дореволюционный, социалистический, жаргонный и т.п.

Возьмите фразу "В буром осеннем небе распластались грозовые тучи". Объявите, что небо не бывает бурым - где вы видели бурое небо? Бурой бывает свекла, буряк отсюда, но никак не небо! Скажите, что тучи не могут "пластаться", так как "пластание" - это расположение чего-то на какой-либо плоскости (тут уместно привести цитату из энциклопедического словаря), а небо - это никакая не плоскость, а вообще непонятно что - это выяснили еще Бруно с Коперником и Галилей им помогал В то же время заявите, что словосочетания "осеннее небо" и "грозовые тучи" - настолько истертые штампы, что употреблять их должно быть не стыдно, а суперстыдно.



Метод непонятки

Метод непонятки заключается в том, что мы делаем утверждение о том, что громимый не понял чего-то из описываемого им. Можно сказать, что его описание метро говорит о полном незнакомстве с метрополитеном, рассуждая о Боге, громимый показывает незнание элементарной физики, рассуждая о физике - полное незнакомство с мировой философией.

Если громимый ссыпается на каких-то известных личностей или писателей-классиков немедленно надо заявить, что он понимает их неправильно. К примеру, если громимый привел цитату Пушкина, следует сказать, что Пушкина он понимает слишком однобоко, как шута и балагура, так и не сумев разглядеть в его работах тонкого философа. Либо, наоборот, представляет Пушкина туманным мракобесом, игнорируя его живость и непосредственность.



Метод устаревших идей

Наилучший метод возражения против высказанной идеи - это ее дискриминация. Идею можно опровергнуть. Но это требует большой теоретической работы, а в зыбких околофилософских областях и вовсе невозможно. Поэтому есть более простой и действенный способ – навешивание ярлыка. Идею необходимо классифицировать. Например, обзовите ее инфантильной, консервативной или экстремистской. Попахивающей материализмом, фашизмом или язычеством. Смело фантазируйте!

Обязательно надо подчеркнуть неоригинальность идеи.

Сообщите, что такие идеи были высказаны еще сто, двести, триста лет или тысяч лет назад, и, в сущности, громимый не сказал абсолютно ничего нового, лишь повторил слова Платона, Аристотеля, Клеопатры или Лао-Цзы,

Хорошо, если удастся подогнать идею под взгляды сомнительного человека и сообщить, что подобными идейками не брезговали Гитлер, Сталин, Иуда, Раскольников, Батька Махно и поп Гапон.

Если идея и впрямь не слишком отталкивающая, бывает полезным заявить, что вы когда-то давно, в неразумной юности, тоже думали точно таким же образом, но это вскоре прошло. Тем самым вы покажете и несвежесть идеи, и ее неверность по сравнению с более новыми, и то, насколько вы умнее некоторых.



Метод плагиата

Метод плагиата представляет собой разновидность метода устаревших идей, и, возможно, его не следовало выделять в отдельную главу. Однако он настолько важен, что о нем следует говорить отдельно.

Метод состоит в том, что вы вспоминаете какое-нибудь более старое произведение, желательно очень известного автора, и говорите, что громимый один-в-один слизал все оттуда вплоть до отдельных оборотов!

Естественно, не обязательно, чтобы произведения совпадали полностью - достаточно совпадения нескольких деталей. Там война и тут война, там любовь и тут любовь - все может вызвать нужную ассоциацию. Но лучше выбирать произведения не совсем старые, но и не совсем новые. Желательно последних 30-50 пет. Однако можно обратиться к известнейшим классикам средних веков. С древними и экзотическими лучше не сравнивать — читатель может не поверить, что громимый действительно читал Сенеку. Тем более что сам читатель с Сенекой, естественно, незнаком.

***

МЕТОДЫ ОФОРМЛЕНИЯ

Последний, заключительный этап нашего руководства, описывает методы оформления вашей разгромной статьи. Это метод кавычек, метод косых взглядов и метод цитат.



Метод кавычек

Метод кавычек состоит в том, что слова, относящиеся к громимому, следует взять в кавычки. "Писатель", "книга", "открытие", "новый стиль", "сочинил", «сотворил» - следует обозначить кавычками. Этим вы еще раз подчеркнете всю несерьезность как громимого, так и его работы. Надо сказать, что этого же эффекта можно добиться вводными оборотами: "так называемый", "с позволения сказать", "простите за выражение" и т.п. Если ваш гонорар зависит от размера разгромной рукописи - забудьте о коротких кавычках и употребляйте более длинные обороты.



Метод косых взглядов

Метод косых взглядов - описывая произведение, вы поглядываете на него искоса, сохраняете некую брезгливость, как если бы описывали внутренности разрезанного только что жука. Используйте обороты: "о чем нам толкуют подобные авторы?", "взглянем что кроется за", "чем же пахнут подобные идеи?" - и т.п. Очень хорошо завести термины, основанные на именах героев произведения, а лучше самого имени громимого: "маниловщина, карамазовщина, фурмановщина, маяковщина". Следует помнить, что не все фамилии так сконяются - если "лермонтовщина" сказать вполне допустимо, то "пушкинщина", "пушкиновщина" - не звучит. Это обидно. Но ничего - ведь есть еще множество методов отомстить громимому за неудачную фамилию.



Метод цитат

Помните, умная цитата - ваш первый друг. Цитируя какого-либо знаменитого человека, вы, тем самым, даете понять, что раз в этой цитате ваши взгляды совпадают, следовательно, знаменитый человек с вами согласен и полностью на вашей стороне, даже если он умер тысячу лет назад. Откуда брать цитаты? Во-первых, у вас под рукой должен лежать энциклопедический словарь. Во-вторых, вы наверняка все пишете на компьютере (кто же в наше время пишет на бумаге или пишущей машинке?), поэтому в том же компьютере у вас должны храниться умные тексты. Это Библия, Коран, Упанишады, Платон, Кант, Маркс, Фрейд, Нострадамус, собрания стихов Басе, Пушкина, Гете - что достанете. Если вам понадобилась цитата, скажем о дураках - задайте контекстный поиск слов "дурак", "кретин", "козел", "глупец", "идиот", "урод", "дубина". Найдя подходящую по смыслу фразу, смело поместите ее в свой текст, указав точно, откуда она, из какого раздела, какой главы и книги. Люди будут думать, что вы все это знаете наизусть. Кстати, цитату можно урезать - оставить только нужную вам часть. Например, найдя "Не сотвори себе кумира не из камня, не из дерева, не из глины" - оставьте только "Не сотвори себе кумира" или еще проще "Не сотвори!", отбросив подозрительную часть про какую-то непонятную глину и дерево.

***

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и подошел к концу наш обзор. Используя эти простые приемы, вы сможете писать критические статьи на любое произведение и любого автора. Ежедневно совершенствуйтесь в этом искусстве - это принесет вам успех. Помните, что критикуя известного человека, вы подчеркиваете, что вы лучше его. Пусть громимый пробивает себе место под солнцем - а потом придете вы и покажете кто тут на самом деле умный. Докажите, что громимый - выскочка, дилетант, юный бездарь, либо, наоборот, давно пройденный этап искусства, ветхий, древний и ныне совершенно отживший эпизод истории. В любом случае занятия критикой принесут вам почет и уважение. Вперед!
Выпускница Гриффиндора и Лучшая ученица 2004-2005 уч.года
Член попечительского совета


Liberté, Égalité, Fraternité

Аватара пользователя
Анна Мария
Ученик
Сообщения: 438
Зарегистрирован: 08 янв 2008 21:51
Псевдоним: Анна Мария (Листопад) Дарк
Пол: женский
Откуда: Оттуда
Контактная информация:

Сообщение Анна Мария » 13 янв 2008 23:30

согласна c Птица СИРИН, критика - вообще вещь неплохая. Просто никогда не надо доводить дело до конфликта и опускаться до оскорблений...
Я была зарегена на форума Тани Гроттер полтора года назад. В основном, выставляла фанфики. Так, от нечего делать... Были нормальные отзывы, критика, я переделывала свои работы в соответствии с пожеланиями... Потом некоторое время не появлялась, а месяца два назад, вывесив те же произведения, выслушала только оскорбления и насмешки.Говорить, что я там больше не появляюсь, думаю, не стоит. Самое обидное, что настоящей критики не было, только оскорбления.... Важно, чтобы здесь так не получилось, чтобы не было оскорблений, не была задета гордость авторов, потому что они ПИСАЛИ (трудились, заметьте!) . Настоящий критик - не тот, кто найдет больше ошибок, а кто сможет об этом тактично сказать. :!:
СЛИЗЕРИН, 4 курс
Сестра-близнец Эммилины
Единственная любовь Александр Дарк.


Уходя - уходи. Убивая - убей.
Только знай, что Ты стал
Частью жизни моей...

Аватара пользователя
Grim Papa
Ваше Циничество
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 05 дек 2005 09:56
Пол: мужской
Откуда: из Муму
Контактная информация:

Сообщение Grim Papa » 14 янв 2008 15:44

Листопад, обещаю предоставить вам настоящую критику)
что я вижу! да тут у нас - ба! - стеореотип! круууто, обожаю стереотипы.©

пожизненный +1 к герре


Борис Моисеев чем-то похож на Элтона Джона©

кто рано встаёт, тому Мэрлин даёт…©

Аватара пользователя
Атоэлина
Староста
Сообщения: 538
Зарегистрирован: 06 июл 2005 00:39
Псевдоним: Белая летучая мышь
Пол: женский
Откуда: Из темноты
Контактная информация:

Сообщение Атоэлина » 01 фев 2008 08:43

Считаю, что критика ВСЕГДА должна быть обоснованной и конструктивной. Сама критику понимаю и принимаю, но только обоснованную и... ну, вы поняли.
Stella-Z,
Огроменное мерси за этот материальчик. У мя сейчас как раз до фига заданий на следующую сессиию, связанных с рецензиями и критикой. Конечно, учебные материалы - это одно, а вот статья, написаная таким простым и понятным языком - эт уже со-овсем другое. Еще раз муррси!
Mors sola fatetur, Quantula sint hominum corpuscula – "Одна только смерть показывает, как ничтожно человеческое тело" (лат.) Ювенал, "Сатиры", Х.

Аватара пользователя
Гели
Ученик
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 08 май 2006 21:09

Сообщение Гели » 01 фев 2008 13:54

Stella-Z, да, хорошя статья. Меня именно так и критикуют обычно (не на форуме). Или ищут откуда списала,или говорят как с детем недалеким...
Огромное спасибо за статью. Распечатаю, подарю главному-критику-всех-времен-и-народов, мож че поймет. :lol:
Кто хотел твоей смерти, Гели?
Увы, нам теперь не узнать.
Ты всегда искрилась весельем,
Ты была так юна и умна…
Застрелилась? Или… застрелена?
И с небес о тебе плачет дождь.
Отмщение мертвой Ангелики
Состоялось в хрустальную ночь…

Аватара пользователя
Серебристый_Лис
Новичок
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 05 июн 2009 17:05
Пол: мужской

Re: Дебаты по поводу критики.

Сообщение Серебристый_Лис » 06 июн 2009 17:01

Птица СИРИН, статья просто гениальна! Как начинающий писатель могу сказать, что критика в большинстве случаев не просто полезна, но и приятна, ведь она дает понять, насколько внимателен и заинтересован читатель. Если тебе раз за разом говорят: "Даа...хороший рассказ(фанфик,стих)" просто пропадает желание писать.
Маленький Драко спрашивает у Нарциссы:
- Мам, а от кого у меня мозги?
- От отца, мои на месте.

Аватара пользователя
Darth Sonne
Староста
Сообщения: 678
Зарегистрирован: 04 окт 2006 17:17
Псевдоним: Alonzo
Пол: женский
Откуда: третья столица
Контактная информация:

Re: Дебаты по поводу критики.

Сообщение Darth Sonne » 15 июн 2009 14:24

Критика полезна, несомненно. Но критикам не стоит впадать в крайности, т.к. излишества в любом деле нехороши.
Я меняю голоса, я меняю лица, но кто меня знает, что я за птица? (с)

Hermione97
Новичок
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 ноя 2009 20:06
Пол: женский

Re: Дебаты по поводу критики.

Сообщение Hermione97 » 29 ноя 2009 20:10

Полностью согласна с предыдущим оратором.

Аватара пользователя
Старый ронин
Волшебник
Сообщения: 3647
Зарегистрирован: 10 июн 2008 15:31
Псевдоним: А вам ник-нейма мало?
Пол: мужской
Откуда: Из Петербурга

Re: Дебаты по поводу критики.

Сообщение Старый ронин » 11 мар 2010 11:07

Если всё-всё-всё сложить-умножить-подытожить, то (ИМХО) объективная критика может быть только двх родов:
1) Критик честно говорит: Мне лично произведение нравится (варианты: не нравится, по фигу).
Если критик склонен к некоторому садо-мазохизму :roll: , он может ещё и объяснить, почему.
(Мазохизм нужен, чтобы лезть с откровенностями, только самого критика касающимися, а садизм - чтобы заставлять всё это выслушивать :grin: ).
2) Критик - не касаясь всякой там эстетики, правил творчества и т.д. - объясняет, что данное произведение (на основе таких-то и таких-то данных) прочитали (прослушали, просмотрели, пронюхали) такие-то толпы такого-то народа, и это произвело на них (на основе таких-то и таких-то данных) такое-то и такое-то действие. Что есть - по тому-то и по сему-то - хорошо (нехорошо, без разницы).

Обычно же критик лезет с примеркой к критикуемому какого-то лекала, которое он (почему-то) читает "по-настоящему искусственным (т.е. относящимся к искусству)". А вот откуда он сие лекало взял...

Но тут мы рискуем влезть в дискуссию на тему "Зачем люди вообще читают книжки?" (или что-то в этом роде).
Если я встречу того, кто меня знает, и не сделаю для него всё, что в моих силах - что я буду за воин?
(Нагао Кэгутора)

Аватара пользователя
Franes
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 07 фев 2017 06:15
Пол: мужской

Re: Дебаты по поводу критики.

Сообщение Franes » 07 фев 2017 21:23

Рекомендую всем авторам самиздата отключать комментарии :) Тем более ругать все равно будут, даже замечательных писателей. Некоторые без этого не могут.

Аватара пользователя
Старый ронин
Волшебник
Сообщения: 3647
Зарегистрирован: 10 июн 2008 15:31
Псевдоним: А вам ник-нейма мало?
Пол: мужской
Откуда: Из Петербурга

Re: Дебаты по поводу критики.

Сообщение Старый ронин » 08 фев 2017 19:16

А кто этой рекомендации последует? Где найдётся такой, кому ну никак не интересно, что об его творении думают? :wink:
(По себе знаю :lol: . Сам ничего самиздатного не выкладывал, но один мой приятель, которому я некоторые свои ... эээ... соображения по разным темам послал, их выложил (а я не возражал :wink: ). Так что я, не заглядываю иногда, проверить? Увы, никто ещё мнения не выдал...)
Правда, ругают - почему-то :roll: - чаще, чем хвалят...
Если я встречу того, кто меня знает, и не сделаю для него всё, что в моих силах - что я буду за воин?
(Нагао Кэгутора)

Ответить

Вернуться в «Библиотека»